Лето вступило в свои законные права – пестрят вокруг цветы, температура днём не опускается ниже плюс двадцати пяти, а вода в озёрах становится тёплой, как парное молоко. Но студентам некогда лицезреть все прелести хорошей погоды. Ещё бы, началась сессия!
Мы провели небольшой опрос, выяснили, кого из преподавателей студенты считают наиболее строгими и поинтересовались у хранителей знаний, что они думают по этому поводу. К сожалению, не все названные учащимися преподаватели согласились разговаривать с корреспондентами и давать комментарии.
Рядом со словами тех, кто не отказал нам в небольшом интервью, мы приводим вам прекрасные примеры, когда студенты успешно справились с контрольными мероприятиями у этих «строгих» преподавателей, и, поверьте, это далеко не единичные экземпляры.
Игорь Борисович Кожухов (ВМ-1)
«Строгим преподавателем я себя не считаю. Моя методика оценивания ответа студента на экзамене простая: либо студент знает, либо нет. Отправлять ребят на пересдачу не люблю, но если Вы не подготовились, то увольте! Пятёрку получить можно у меня следующим образом – знать предмет, а чтобы не получить «два», надо хотя бы ориентироваться в курсе. Забавные случаи происходят каждую сессию, всего уже я и не припомню».
Павел Руденко (МП-51М)
«Это была линейная алгебра, первый курс, третий экзамен. После предыдущих двух пятёрок хотелось всю сессию закрыть на «отлично», но предмет был далеко не из простых. На экзамене у меня было что-то несложное, и я очень быстро настрочил ответ. Смотрю по сторонам: все пишут, листы дополнительные берут, а мой ответ занял всего чуть больше страницы! Игорь Борисович стоял возле первой парты и беседовал с аспирантом, пришедшим помогать принимать экзамен. Сначала я подумал о том, что надо подождать, чтобы сдавать аспиранту, а потом решил: кто подойдёт, тот подойдёт, и поднял руку. Принимать у меня экзамен взялся Игорь Борисович. Он бегло посмотрел написанное, что-то спросил и дал задачу. С ней я провозился долго, несколько раз показывал ответ, но всегда оказывалось, что решение не совсем верное. Раза с пятого мне удалось добиться совершенства, после чего последовал краткий разбор задачи. В конце запомнилась фраза Игоря Борисовича: «А вот теперь верю. Давайте зачётку!»
Максим Николаевич Журавлёв (КФН)
«Экзамен – это разговор двух умных людей…». Именно эта фраза из бородатого студенческого анекдота лучше всего показывает, как я принимаю экзамен. К каждому своему оппоненту стараюсь подобрать подход, максимальным образом раскрывающий его знания и возможности. Тем не менее, на экзамене каждый студент – сам кузнец своего счастья и оценки. Кто-то, имея высокие амбиции, готов показать мне хорошее понимание предмета, способность решать задачи, и… получить оценку «отлично». Кому-то кажется достаточным знания пары десятков определений и слабенькой троечки. Некоторые студенты проявляют артистизм и находчивость, чтобы получить оценку повыше. «Я был на свадьбе у друга и не мог хорошо подготовиться…», «… мама расстроится, если я получу двойку…». Много чего интересного услышишь за сессию. Но каждого студента стараюсь выслушать и понять. Отправляя двоечника на пересдачу, испытываю глубокое сожаление, что ещё один человек не смог преодолеть себя, побороть лень и вызубрить неоднократно разобранный на занятиях теоретический минимум. Удачной сессии!»
Дмитрий Морозов (ЭКТ-24)
«Дело было так. Начало зачёта не отличалось оригинальностью: мы зашли в аудиторию и получили свои вопросы. Я, обладая фотографической памятью, разумеется, после выученного наизусть конспекта, отвечаю на билет раньше, чем Максим Николаевич успевает отойти от меня. К сожалению, мой приём не удивил человека, который знает фактически наизусть несколько сборников Л.Д. Ландау, и я слышу в свой адрес следующее: «Думаю, мы с вами увидимся завтра». Такое развитие событий меня никак не устраивало, поэтому пришлось ответить: «Я так не думаю, и встречу нужно закончить сегодня». В сию секунду я получаю задачу, конечно, решаю её и после получаю его – зачёт!»
Алексей Владиславович Городилов (ИПОВС)
«Я не думаю, что меня можно отнести к категории строгих преподавателей. На самом деле я просто не люблю, когда студенты списывают. Это вызывает чувство несправедливости у тех, кто честно выучил предмет, и мешает преподавателям оценить эффективность курса, в общем – чистое зло. Чтобы не получить у меня «два» достаточно попытаться освоить материал. Однажды на форуме Swamp.ru один крайне недовольный, судя по всему, студент написал очень критичный отзыв обо мне, а потом мы встретились в гостях у общего друга! Ему было неловко, но я абсолютно нормально воспринимаю критику, так что зря он беспокоился. На экзамене и на других контрольных мероприятиях я стараюсь дать студенту все шансы продемонстрировать свои знания и навыки. Когда студент терпит неудачу не по причине списывания, я оцениваю это как свою неудачу!»
Мария Заплетина (ЭКТ-13)
«В течение семестра мы усердно решали задачи на семинарах. И вот наступил день Х – получение дифференцированного зачёта по программированию. Так получилось, что мне не хватило всего нескольких баллов до оценки автоматом, поэтому пришлось идти отвечать на вопросы и решать задачи. Поначалу Алексей Владиславович хотел дать мне, как и всем, решать практику, но потом его окружила толпа разъярённых студентов, жаждущих получить свои «хорошо» и «отлично». Он отвлёкся на них, а когда подошла моя очередь, просто махнул рукой со словами: «Давайте зачётку, я уверен, что вы бы выполнили моё задание». К слову, Алексей Владиславович был абсолютно прав, мне было обидно из-за этих нескольких баллов, поэтому я прилежно готовилась несколько дней!»
Алла Алексеевна Миндеева (ПКИМС)
«Я думаю, что в понимании студентов «строгий» преподаватель – это требовательный преподаватель, каким я считаю себя: мне хочется, чтобы наши студенты были самыми грамотными и самыми лучшими специалистами, способными поддержать престиж вуза и специальности, а для этого они должны владеть необходимыми знаниями. У меня нет какой-то собственной, специальной методики оценивания студента на экзамене. Я пользуюсь той, которая была принята в институте, когда я сама училась: если студент безошибочно отвечает на поставленные вопросы, то получает «четвёрку», а если он ещё сможет применить свои знания для того, чтобы решить какую-то конкретную задачу, то – «пять». Испытываю сожаление, отправляя студентов на пересдачу. Может, ребята этого не замечают, но когда они не воспроизводят на экзамене то, что им повторяли несколько раз и пытались вложить в голову в течение семестра, то становится очень жалко – кажется, что чего-то им не досказала, не дала. Хотелось бы, чтобы учащиеся стопроцентно усваивали материал, но это, к сожалению, иллюзии, и приходится с этим мириться. Тем радостнее, когда студенты получают пятёрки – возникает ощущение, что всё получилось.
Мне запомнился студент, который сдавал экзамен несколько лет назад. Он пропустил много занятий, и казалось, что в такой ситуации не останется другого выхода, кроме как отчислить его или направить на повторное обучение. Явившись на экзамен, он смог в течение трёх часов – пока сдавала группа – сдать все долги и следом экзамен – на «пятёрку». Есть у нас и такие уникальные студенты. Правда, потом выяснилось, что он занимается радиотехникой, то есть фактически работает со схемами и хорошо с ними знаком, поэтому и мог не являться на занятия. Конечно, очень жаль, когда ребята неоправданно позволяют себе такую роскошь, как непосещение, потому что, если они не занимаются самообразованием и не приходят на занятия, тогда становится непонятно, на что они рассчитывают. Самое главное, чтобы у студентов оставались знания – это их самый главный багаж в жизни, карьере».
Кирилл Жезлов (ЭКТ-42)
«В течение семестра я ходил на лекции. Я попытался уловить хоть что-то. Я не потерял ещё надежду чему-то научиться. А.А. Миндеева, обещавшая в начале подумать насчёт автоматов, в конце семестра объявила, что в лучшем случае, тем, у кого нет долгов, она разрешит сдавать предмет досрочно.
Мы (а нас было около пяти человек) пришли на досрочный экзамен. Мы осознавали, что над нами нависло что-то страшное. Скрипнула дверь кафедры. Нас пригласили войти. Заставили сдать сумки, оружие и шпаргалки. Мы подчинились и с грустными лицами расселись вокруг стола.
После двадцати минут тишины госпожа Миндеева пригласила первого человека. Потом второго. Потом третьего. Так очередь дошла до меня. После тяжёлой, но непродолжительной схватки я осознал, что наши силы не равны. Мне было предложено согласиться на четвёрку. Я был дерзок и захотел «пять». Через десять минут мне было предложено взять «три» и пойти домой, либо не ставить ничего и прийти на экзамен. Мне ничего не оставалось: от этой оценки зависела моя повышенная стипендия.
Полторы недели до экзамена были самыми мрачным в моей жизни. В тот момент я осознал никчёмность своих знаний и необъятность предмета «Интегральная схемотехника». В день экзамена мне казалось, что я достиг просветления. Сидя перед Аллой Алексеевной, я ощущал, как холодеют мои руки, и пустеет голова. Но я продолжал отвечать на вопросы. После второй дополнительной задачи я понял, что в моей жизни забрезжил свет! И тут она произнесла фразу, которую жаждет услышать любой молодой человек от 18 до 22: «Отлично. Давайте зачётку».
Конечно вы, уважаемые читатели, и сами прекрасно дополните список строгих и требовательных преподавателей, вспомните забавные (и не очень) истории, связанные с сессией. Но давайте будем честными, практика показывает, что в 99,5% случаев хорошо подготовленный студент, который честно учил предмет, уходит с экзамена усталый, но счастливый!
Материал подготовили Нина Чернега и Екатерина Кесарева