Как хорошую идею превратить в работающий бизнес?
Сегодня практически в любой школе ребятам преподают дисциплины, связанные с финансовой грамотностью и ведением предпринимательской деятельности, а при любом уважающем себя университете обязательно есть курсы, призванные помочь студентам продвинуть свой стартап. В МИЭТе таким помощником является курс «Технологическое предпринимательство», аккредитованный Фондом содействия инноваций (Фонд Бортника) и имеющий право на реализацию преакселерационной деятельности для грантополучателей программы «УМНИК».
Кто такие умники и зачем им обучение по преакселерационной программе?
В кругах предприимчивых студентов «умниками» называют ребят, которые стали победителями государственной программы «УМНИК», о которой в МИЭТе не знает только ленивый. Чтобы стать «умником», нужно придумать идею для стартапа и предложить её на конкурс в виде заявки. Если заявка выиграет, то студент получит 500 000 рублей и список с обязательствами при реализации проекта. Одним из таких обязательств является прохождение преакселерационной программы в аккредитованных школах, таких как школа МИЭТа «Технологическое предпринимательство». По окончании обучения «умники» получают официальный сертификат, который станут замыкающими документам для закрытия договора программы.
«Кроме отличной репутации (у нас защищаются 99% обучающихся), школа МИЭТа славится тем, что имеет серьёзное партнёрство в лице Зеленоградского нано-технологического центра и Корпорации развития Зеленограда «Техноюнити», – говорит руководитель «Школы предпринимательства» МИЭТа, начальник отдела по работе с выпускниками Дмитрий Огородов. – Наши ребята могут не только защитить свои проекты, но и получить дальнейшее финансирование от наших компаний-партнёров».
В этом и прошлом годах в силу эпидемиологической обстановки обучение в школе проходило в дистанционном формате. «На занятиях нам рассказывали, как пройти путь от создания идеи до её реализации: как оценить жизнеспособность своей идеи, как провести анализ рынка, как понять, кто наш потенциальный клиент, какие существуют пути продвижения и каналы сбыта продукта на рынке, а также как сделать так, чтобы инвестор захотел вложить свои деньги именно в нашу идею, – рассказала «ИНверсии» аспирантка Института ПМТ Виктория Глухенькая. – В ходе прохождения курса некоторые вопросы разбирались на конкретных «живых» примерах, однако чаще всего за основу брались наши собственные идеи, которые пока не реализованы. У меня сложилось впечатление, что рассматривать реальные успешные/неуспешные примеры – это своеобразное табу. Мне бы хотелось, чтобы в процессе обучения больше внимания было уделено не нашим собственным проектам, а разбору ошибок и, наоборот, удачным решениям реальных проектов, вышедших или пытавшихся выйти на рынок. Это было бы полезнее. В целом этот курс хорош для тех, кто имеет готовый продукт или продукт на завершающей стадии разработки (рабочий прототип) и планирует в скором времени заниматься его продвижением на рынке».
Виктория Глухенькая
Школа – это почва для размышлений
«Школа предпринимательства МИЭТа показала мне обширную «почву для размышлений» в области анализа экономической составляющей проекта, – говорит победитель «УМНИКа» Владимир Богданов. – Я научился использовать теоретические знания при описании финансового планирования и анализа рынка для бизнес-плана. После прохождения школы я получил практически завершённый бизнес-план, который крайне необходим не только для подачи заявки в более значимый конкурс «СТАРТ», но и для презентации своей идеи перед потенциальными инвесторами. Тем, кто только собирается стать участником «УМНИКа», я бы посоветовал быть решительными и не бояться реализовывать свои мечты и хобби. Всему остальному можно научиться в процессе. Любые страхи и сомнения должны быть подавлены стремлением развить свою идею и принести пользу себе или окружающим. А для того, чтобы ответить себе на вопрос «Как развить проект?», всё же стоит пройти школу предпринимательства».
Владимир Богданов
__________________________________________________________________________________________________________________
Все умники – на «СТАРТ»
Участие в программе «УМНИК» подразумевает дальнейшее участие в программе «СТАРТ», которая становится естественным продолжением для развития бизнес-идеи. В «Школе технологического предпринимательства» МИЭТа эта перспектива отмечается всеми преподавателями, которые дают хороший задел для перехода в «СТАРТ» из «УМНИКа». «СТАРТ» тоже проводится Фондом Бортника, который выдает субсидии в размере от 3 до 5 млн рублей.
В «СТАРТе» нет никаких дополнительных условий по обучению (т.к. все школы уже пройдены в рамках «УМНИКа»), но участники должны обязательно зарегистрировать фирму – ИП или ООО. Проекты-победители «СТАРТа», как правило, вырастают в полноценный и жизнеспособный бизнес, который в будущем приносит правообладателям стабильный и конкурентный доход.
__________________________________________________________________________________________________________________
Рассказывает Андрей Добрынин, выпускник МИЭТа, руководитель компании «ВАЙД СИСТЕМС»: «Ещё в бакалавриате мне пришла в голову идея для стартапа, и я написал заявку на «УМНИК». Моя заявка показалась жюри интересной и проработанной, её одобрили. С помощью менторов из «Школы технологического предпринимательства» я
сделал анализ рынка, оценил минусы существующих систем и блестяще защитил свой проект. После того как все обязательства по «УМНИКу» были закрыты, я пошёл со своей разработкой в программу «СТАРТ», которая дала стимул для существенного роста моей разработки. Из чего-то маленького и детского она превратилась в полноценную цифровую платформу, к которой можно подключать датчики различных компаний, где нет своих сервисов удалённого управления чем-либо. Теперь, имея за плечами опыт работы по программам «УМНИК» и «СТАРТ», я отлично знаю все нюансы для ведения бизнеса и вот уже два года руковожу собственной компанией – «ВАЙД СИСТЕМС».
Андрей Добрынин
Ирина Доронина