Разработками для космических аппаратов занимались все поколения миэтовцев – в стенах университета и на ведущих предприятиях, – но достижения микроэлектроники в космической отрасли не всегда на виду. Выставочная экспозиция «Миэтовцы – космосу», открывшаяся в Музее истории МИЭТа, делает работу научных коллективов видимой и ставит в центр экспозиции микросхему – самую маленькую деталь космических аппаратов.
15 апреля в Музее истории МИЭТа состоялось торжественное открытие выставки «Миэтовцы – космосу», посвящённой 60-летию первого полёта человека в космос. Главным гостем мероприятия стал выпускник университета, лётчик-космонавт Сергей Николаевич Ревин.
На экспозиции представлены разработки разных лет и макеты летательных аппаратов, а в интерактивной части с помощью VR-очков можно выйти в открытый космос. Часть экспонатов была предоставлена предприятиями, на которых работают выпускники вуза: АО «НИИ «Субмикрон», НПП «Оптэкс», НПО им. Лавочкина, НПО ЭНЕРГОМАШ, НПЦ «Элвис», «Миландр», «Оптолинк», НПК «Технологический центр», НПК «Технологический центр», завод «Компонент», АО «Ангстрем».
С экспозицией выставки можно ознакомиться до 20 мая в помещении Музея истории МИЭТа (находится в главном корпусе университета внутри библиотеки).
Режим работы: пн-пт с 10:00 до 17:00.
Посещение музея и лекций для внешних посетителей и в субботние дни возможно по предварительной регистрации на сайте www.miet.ru.
МИЭТ и космос
В середине XX столетия человечество вышло на новую ступень развития – началось освоение космоса. 1961 год стал годом воплощения всемирной мечты, которая осуществилась во многом благодаря целеустремлённости советских учёных. В этот период главным героем эпохи становится человек из научного сообщества, а профессия инженера – одной из самых престижных.
Стремительное развитие разных отраслей промышленности требовало новых технологических решений, в первую очередь в области микроэлектроники, поэтому первый город-спутник Москвы в 1962 году было решено переориентировать на создание Научного центра.
Cтояла задача наладить выпуск высококачественной продукции и подготовку квалифицированных кадров для микроэлектроники. Выполняя эту задачу, учёные Зеленограда занимались и проблемой освоения космоса. Практически сразу начали свою работу научно-исследовательские институты, а в 1964 году был образован завод «Компонент», полностью ориентированный на создание высокотехнологичной космической аппаратуры. Впоследствии Московский институт электронной техники, безусловно, занял особое место – созданный как градообразующий вуз, он стал центром притяжения научной мысли. Формировались новые учебные программы, занятия становились практикоориентированными, а сами преподаватели были тесно связаны с производством.
Само здание университета, построенное в духе советского модернизма, воплотило в себе идею нового учебного комплекса. Облицованное красным кирпичом латвийского производства, повторяющее очертания микросхемы и практически вписанное в лесопарковую зону, оно выделялось в городском пространстве. Внутри по периметру библиотеки располагается барельеф работы скульптора Эрнста Неизвестного «Становление человека разумного». На белом гипсовом фоне выступают три абстрактных изображения: «младенец Электрон», обозначающий общий род занятий вуза, «Мыслитель», символизирующий учёного, и «Космонавт» – потому что в космос невозможно полететь без электроники.
Все поколения миэтовцев – в стенах университета и на ведущих предприятиях отрасли – работали на космическое производство, но результаты их труда не всегда очевидны и значительны. Во-первых, микроэлектроника, несмотря на неоспоримую важность работы элементной базы, является частью большой аппаратуры. Во-вторых, большая часть разработок намеренно оставлялась в тени во избежание утечки информации. В-третьих, само устройство города не всегда позволяло соотносить разработку с какой-то конкретной организацией.
Зеленоград стал особенным местом во многих отношениях: задуманный в период «оттепели», он собрал и воплотил в себе самые смелые идеи эпохи. Это отразилось не только на облике города, но в первую очередь на общих задачах и
взаимоотношениях людей, которые жили и работали в одном пространстве. Камерность – важный фактор для создания места, которое сегодня принято называть наукоградом. Стремление к достижению общей цели, тесное взаимодействие научных коллективов и, как следствие, подъём отрасли сформировали уникальную среду, в которой сложно провести разграничения.
Выставочная экспозиция
Сегодня у многих зеленоградских предприятий есть собственные музеи, в которых собраны материалы разных лет, в том числе и на космическую тематику. Однако Музей истории МИЭТа по объективным причинам на данный момент не располагает достаточным количеством экспонатов. Музей был сформирован уже в конце 2000-х, что осложнило задачу сбора фондов, к тому же, многие изделия были либо утрачены, либо выпускались по заказу в ограниченном количестве и были переданы на предприятия.
Выставка «Миэтовцы – космосу», посвящённая 60-летию первого полёта человека в космос, преимущественно состоит из экспонатов, переданных на время предприятиями-партнёрами. Представлены разработки разных лет, включая современные, созданные под разные задачи. Но собранные вместе, они оживляют общую историю отрасли и людей, которые занимались её развитием.
Все экспонаты – это предметы, на которые обычно никто не смотрит, потому что все они скрыты внутри космических аппаратов, но при этом имеют важное, а иногда и определяющее значение для успешного продвижения области.
Отдельная сложность музейной выставки разработок отрасли заключается в том, чтобы не превратить её в демонстрацию достижений космической микроэлектроники. Нужно настроить зрительскую оптику и обратить внимание на детали, скрытые от взглядов большинства.
Научные проекты, особенно, когда речь идёт о разработках для космоса, имеют оборотную сторону: совершаются ошибки, не удаётся закончить проекты, создавались и создаются приборы, о которых нельзя говорить. Всё это в полной мере относится и к современности. Поэтому перед нами не стояла задача собрать все важные достижения – их намного больше, чем мы могли бы показать. Мы, скорее, хотели проиллюстрировать работу научных коллективов, в составе которых работали выпускники МИЭТа, показать преемственность и сделать видимыми разные стороны их научной работы.
Катерина Палепина