Ты молод и полон сил, учишься в университете и живёшь студенческой жизнью. Наверняка ты уже задумывался о будущем, о том, каким ты видишь своё место в жизни и как сделать её успешной. Наглядные примеры выпускников МИЭТа, которые стали профессионалами в своём деле, доказывают, что нет ничего невозможного. Знакомьтесь, Михаил Юрьевич Рюмин, вице-президент по маркетингу страховой компании РОСГОССТРАХ.
– У каждого ребёнка в детстве были мечты о будущей профессии. Михаил Юрьевич, кем Вы хотели стать и почему?
– В течение своего длинного счастливого советского детства я сменил много профессий, которые меня устраивали в перспективе. Первое, что я помню, – это возникшее примерно в четыре года непреодолимое желание стать мороженщиком. Хотелось перестать, наконец, зависеть от родительских представлений о допустимых объёмах сладостей, съедаемых ребёнком. Потом я решил стать космонавтом, как мой известный однофамилец Валерий Рюмин, которого с успехом выдавал за своего дядю, вызывая восхищение не только у своих подружек по детскому саду, но и у нянечек и воспитательниц. Когда я пошёл в школу, то захотел стать пионером-героем и сражаться с фашистами. Став пионером, решил, что больше пользы на войне принесу в качестве комиссара (политработника). Но ближе к окончанию школы и наступлению призывного возраста, мечты о военной карьере уступили место желанию стать кем-нибудь, кого выпускает МИЭТ – институт с военной кафедрой около моего дома. Причём до развала СССР мне хотелось изучать что-то вроде кибернетической биологии, а после развала – просто стать банкиром. Как нельзя кстати, в МИЭТе в 1992 году создали экономический факультет. Первым старостой первой группы первого набора которого я и стал.
– Как Вам давалось обучение, и какой была Ваша успеваемость в вузе?
– Учиться мне было очень сложно, так как в группе, где я был старостой, учились двадцать замечательных девушек, одна другой краше, в общении с которыми я проводил большую часть времени. Но так как большинство из них были золотыми и серебряными медалистками, спортсменками, умницами и просто красавицами, то это общение я также с полным правом отношу к образовательному процессу. За все годы учёбы у меня было только две тройки – по английскому языку и стратегическому планированию. По иронии судьбы именно стратегическое планирование в международном рекламном агентстве стало моей первой осмысленной деятельностью по профессии.
– Расскажите немного о Ваших студенческих годах. Чем Вы увлекались помимо учёбы? Можете ли провести параллели с современной студенческой жизнью?
– До, после и во время учёбы увлекался я преимущественно девушками. На этом параллели с жизнью современного студента, пожалуй, заканчиваются. Я учился в МИЭТе с 1992 по 1997 год. Это время сейчас очень сложно представить. После тотального дефицита наступило тотальное изобилие, но по тотально высоким ценам. Кафе, в которых не отдыхали бы бандиты, и можно было бы зайти на чашечку кофе, фактически не было. Приятное исключение – первый в России «Макдональдс» на Пушкинской и кафе «Дельфин» в МИЭТе. Суши-баров не было вообще, кофеен тоже. Не было современных кинотеатров; крупнейший в мире советский кинопрокат лежал в руинах. Не было музыкальных каналов (канал 2х2 мог весь день крутить три песни Жени Белоусова). Только появлялись компьютеры, но о домашних принтерах, сканерах и копирах приходилось только мечтать. Первые курсовики я набивал на печатной машинке. Не было мобильных телефонов и ноутбуков – как сдавать экзамены? Из того, что было и никак не изменилось с тех пор – это вечные миэтовские беляши и море оптимизма.
– Как вы оцениваете качество образования, которое Вы получили в МИЭТе?
– Хорошо оцениваю. Особенно маркетинг. Вы правильно задали вопрос. Образование не дают, его берут. Кто сколько хочет и может. Я не так, чтобы очень жадничал в этом плане, честно сказать. Но мне хватило того, что набралось.
– Расскажите, как складывалась Ваша карьера, с чего Вы начинали?
– Как я уже говорил, в 1992 году я променял мечту о почётном звании создателя киборгов на более скучную, но многообещающую – стать банкиром. Но банкира из меня не получилось – в один прекрасный день в мой почтовый ящик (в подъезде, а не на mail.ru) пришла газета «Рекламист» (это был директ-маркетинг). Ознакомившись с ней, я принял решение круто изменить свою судьбу, и через три месяца уже был принят на должность младшего помощника старшего ассистента в рекламное агентство «Медиа Артс» с окладом в целых 120 долларов США в месяц. Через два месяца я получил гордое название Account Executive, ещё через полгода – Account Manager, ещё через год – Account Director. Потом прошло ещё пять лет, в течение которых я объяснял многим людям, почему они должны немедленно увеличить свои расходы на рекламу.
Потом мне это надоело, и я решил создать свою консалтинговую компанию, которая бы объяснила людям, почему так много денег на рекламу тратить не надо. Моим партнёром по бизнесу стал Михаил Наумович Дымшиц – лучший практикующий маркетолог в России. Спустя восемь лет мне и это надоело. Я решил поработать на государство и возглавил проект «Роснефть – генеральный партнёр Сочи-2014», но то, что это не совсем моё, стало понятно гораздо быстрее – буквально за несколько месяцев. Осознание нежелания иметь дело с госструктурами совпало с возможностью заняться маркетингом в компании РОСГОССТРАХ. Уже больше года я чувствую себя на своём месте в должности вице-президента по маркетингу. Ощущение того, что ты работаешь на своём месте, считаю одним из самых важных критериев успешности карьеры.
– Каких качеств от Вас требует Ваша работа? Что Вам в ней нравится, а что хотелось бы улучшить?
– В любой работе ключевое качество – это профессионализм. У моего сотрудника может быть прескверный характер, но я буду мириться с этим, если он хорошо делает свою работу. Если же он отличный парень или замечательная девушка, но работать не умеет, мы точно расстанемся, надеюсь, что друзьями. Ещё, конечно, честность. Враньё – в мелочах или по-крупному, я считаю неприемлемым в бизнесе, причём не столько по этическим соображениям, сколько по соображениям эффективности. Если человек лжёт на работе, значит, либо процесс неправильно отстроен, либо он не подходит для этого процесса – в любом случае, это вредит делу. В РОСГОССТРАХе главный принцип работы – честность. Мне очень нравится это совпадение. Что касается улучшений, то мне бы хотелось, чтобы в сутках было 36 часов, чтобы больше успевать.
– Студентам всегда интересен вопрос: «Как стать успешным?» Михаил Юрьевич, в чём секрет Вашего успеха?
– Я не очень люблю слово «успех». Не очень его понимаю. Думаю, что надо стремиться жить в согласии с самим собой и всё время развиваться – не стоять на месте, учиться у тех, кто лучше и умнее тебя. В этом смысле мне очень повезло в жизни: я всегда находил очень хороших учителей – это мои родители, жена и замечательные дети, у которых я учусь каждый день. Это замечательная команда преподавателей МИЭТа, которые прививали мне любовь к физике и математике в вечерней физмат-школе при МИЭТе. Это мой научный руководитель, Нина Константиновна Моисеева, которая является для меня образцом учёного и преподавателя. Именно благодаря ей я увлёкся маркетингом, что определило всю мою трудовую и научную деятельность. Это мои первые руководители в рекламном бизнесе, мой партнёр по консалтинговому бизнесу Михаил Дымшиц и мой старинный друг Андрей Хабаров. Сейчас мне очень интересно учиться у моих коллег в команде РОСГОССТРАХа.
– Что бы Вы пожелали нашим студентам?
– Научитесь получать удовольствие от конструктивных вещей: учёбы, работы, спорта – это даёт значительно более крутой опыт и открывает более широкие возможности, чем лёгкие удовольствия, в изобилии предлагаемые нам современным обществом. От того, что вы посмотрите очередную серию любимого (пусть даже очень качественного) сериала, ничего в вашей жизни не изменится, а вот прослушанная лекция или прочитанная книга, поход в бассейн или посещение музея – это здорово.
– Спасибо большое, Михаил Юрьевич, за прекрасное интервью! Желаем Вам и дальше получать удовольствие от того, что Вы делаете.
~Нина Чернега~
ДОСЬЕ
ФИО: Михаил Юрьевич Рюмин.
Образование: окончил экономический факультет МИЭТа в 1997 году.
Михаил Юрьевич – кандидат экономических наук, вице-президент по маркетингу страховой компании РОСГОССТРАХ, Председатель PR-комитета Российского Союза Автостраховщиков и PR-комитета Всероссийского Союза Страховщиков, доцент кафедры маркетинга и управления проектами МИЭТа.