Поверхность Большого городского пруда (известного в народе как Ангстрем) обычно остаётся гладкой, лишь изредка покрываясь лёгкой рябью. Сейчас, в декабре, она вообще уже замёрзла. Но это не повод расстраиваться для любителей посёрфить в любое время года и в каждой точке земного шара. Давайте познакомимся с укротителями совершенного другого формата волн: радиоклубом МИЭТа. Руководитель клуба, выпускник МИЭТа 2018 года, студент 2 курса магистратуры факультета аэрофизики и космических исследований МФТИ Герман Антошкин и его заместитель, старший преподаватель Института МПСУ НИУ МИЭТ Владислав Жигалов рассказали всё самое интересное о своём уютном объединении.
– Что такое радиоклуб МИЭТа?
В.Ж. Это типичный клуб по интересам. У нас более опытные делятся навыками и наработками с менее знающими. Процесс обучения сочетается с созданием интересных работающих устройств.
Г.А. Мы ставим перед собой цель познакомить студентов с практической электроникой и радиотехникой. Я считаю, в МИЭТе обязательно должно быть объединение, в котором будут собираться увлечённые этой тематикой ребята. Мы проводим теоретические и практические занятия по разработке, конструированию, пайке и прочим важным в радиотехнике вещам. Несколько раз в год организуем радиопоходы – так у нас называются однодневные выезды с разворачиванием полевой радиостанции. В рамках этих походов мы проводим испытания различного радиолюбительского оборудования. Иногда наши студенты работают в эфире на нашей коллективной радиостанции RK3AZB.
– Для чего вообще в повседневной жизни может пригодиться радиотехника?
В.Ж. Смотря что считать повседневной жизнью. Конечно, сегодня все мы – пользователи электроники. Но если ты планируешь связать свою профессиональную жизнь с электроникой – в какой-то момент надо сделать первый шаг в практику, а дальше этот путь бесконечен. Нельзя сказать: «Всё, я изучил электронику и радиотехнику». А только теоретически изучать эти дисциплины – вообще пустая трата времени. Надо выбрать, что именно ты хочешь, и сделать это, пусть совсем простое, но что реально заработает. Это даст массу положительных эмоций, а также бесценный опыт. Особенно если заработает не сразу, и надо будет понять, почему. Радиоклуб в этом смысле – неплохая стартовая площадка.
_______________________________________________________________________
Мы ставим перед собой цель познакомить студентов с практической электроникой и радиотехникой
_______________________________________________________________________
– Нужно ли обладать какими-то навыками для вступления в клуб или обучение ведётся с самого нуля?
В.Ж. Принимаем всех, конечно. Мы учим паять, читать схемы, понимать принципы построения антенн, распространения радиоволн. В этом году даже один преподаватель выразил желание проходить у нас занятия. Кстати, мы с Германом принадлежим двум разным поколениям. И я вижу, что современные студенты, поступающие в МИЭТ, сильно отличаются от тех, что поступали, скажем, 20-30 лет назад. Тогда первокурсники, как правило, уже имели некоторый опыт в пайке, электронике, что-то уже собирали. Мой друг, например, самостоятельно сделал ещё в школе осциллограф. А сегодня умеющий паять студент – редкая птица. Но при желании научиться несложно.
_______________________________________________________________________
Сегодня умеющий паять студент – редкая птица
_______________________________________________________________________
– Как думаете, почему современные студенты меньше интересуются конструированием?
Г.А. Конструирование электроники не находится на острие прогресса. Оно, безусловно, важно и интересно, но, к примеру, Big Data, Information Security или Machine Learning сейчас в большей степени востребовано. Это вовсе не плохо, это нормально. Всегда есть увлечённые студенты, просто их не так много. Беспокойство вызывает падение интереса к коротковолновому радиолюбительству. Оно было безумно популярно в 70-90-х, когда не было интернета и мобильных телефонов, поскольку давало возможность сквозь шум помех поговорить с любой точкой мира. В настоящее время многие недоумевают, для чего нужно покупать дорогостоящую аппаратуру, устанавливать на крыше огромные антенны. В КВ-радиолюбительстве связь проводится ради факта самой связи, а не обмена информацией. Представьте, вы передали свой позывной в эфир, находясь в МИЭТе, а где-нибудь в Токио радиолюбитель, оказавшись на той же частоте, услышал и принял его. Ваш сигнал, переданный вашим передатчиком и антенной, сумевший преодолеть больше 7 000 км, многократно отразившись от поверхности планеты и ионосферы, оказавшись сильнее местных радиопомех, был принят абсолютно незнакомым вам человеком, с которым, вероятнее всего, вы не встретитесь никогда в жизни. Он, возможно, ответит вам, и, если повезёт, вы это также услышите и сможете сообщить друг другу краткую информацию о себе. Это особое хобби, в нём есть доля романтики.
Приёмник Полякова
– Насколько долгий срок обучения?
Г.А. В Клубе нет такого понятия как «срок обучения». Клуб задумывался как тусовка, среда для общения и совместной деятельности студентов-энтузиастов. Кто-то из студентов уходит, кто-то остаётся с нами, получают свои позывные, участвуют в наших проектах. Но в любом случае, уверен, каждый получает полезные навыки вне зависимости от того, станет он профессионалом в сфере электроники или нет.
– С какой разработки свой путь начинают новички в радиолюбительстве?
В.Ж. Первый проект, который делают студенты первого года в клубе – это приёмник Полякова. С одной стороны, это конструкция хороша именно для введения вообще в электронику, не только в радиотехнику. Там есть и усилитель, и генератор, и колебательные контуры, и фильтры, и необходимо понимать, как это всё работает. С другой стороны, спаяв этот приёмник, студент может слушать радиолюбителей со всего земного шара (при наличии антенны и прохождения на коротких волнах).
Г.А. После приёмника Полякова студентам предлагается проект «LoRa – пейджер» – разработанная в Клубе печатная плата, содержащая микроконтроллер, дисплей, радиомодем LoRa и дополнительную периферию. Цель этого проекта – научиться конструировать печатные платы, паять детали поверхностного монтажа, программировать микроконтроллеры и в конечном итоге организовать MESH сеть между своими «пейджерами».
_______________________________________________________________________
Первый проект, который делают студенты первого года в клубе – это приёмник Полякова.
_______________________________________________________________________
Есть глобальные проекты, которые развиваются отдельно от процесса обучения. В настоящее время совместно с Владом мы конструируем трёхдиапазонный телеграфный трансивер (приёмопередатчик), я занимаюсь антенным комплексом для связи с различными спутниками. Студенты принимают в этом посильное участие.
– Каким собственным проектом вы гордитесь больше всего?
Старший преподаватель Института МПСУ Владислав Жигалов
В.Ж. Тот же приёмник Полякова, о котором мы говорили чуть выше, по отзывам знакомых радиолюбителей, довольно неплох: на подобных схемах многие начинали свой путь в радио, и тут нам удалось сделать практичную, удобную и красивую любительскую конструкцию. Он позволяет уже опытным радиолюбителям вспомнить молодость. Но наш самый главный проект впереди. Герман, расскажем?
_______________________________________________________________________
Мы хотим сконструировать и запустить на орбиту небольшой собственный спутник (CubeSat) с КВ передатчиком на борту для изучения ионосферы
_______________________________________________________________________
Г.А. Конечно! Отдельно стоит проект университетского спутника – мы хотим сконструировать и запустить на орбиту небольшой собственный спутник (CubeSat) с КВ передатчиком на борту для изучения ионосферы. Со спутником в момент его пролёта над горизонтом по цифровому протоколу смогут связаться радиолюбители всего мира, используя стандартную коротковолновую радиоаппаратуру. У нас будет возможность управлять спутником, менять его настройки, прошивку, выгружать log связей, впоследствии анализировать его. Сейчас этот проект находится на начальной стадии, но есть все шансы, что его получится осуществить.
– В радиоклубе вы только разрабатываете и конструируете различные устройства или ещё ведёте эфиры?
Г.А. Специфика радиолюбительского общения не предполагает осуществление радиовещания в привычном его понимании. Мы проводим короткие сеансы радиосвязи на коротких волнах (частоты от 1 до 30 МГц). Для радиолюбителей там выделены отдельные диапазоны, и принять их на обычный вещательный радиоприёмник не получится. Радиолюбители, оснащённые антеннами, приёмопередатчиками, живут практически во всех странах мира. Связаться друг с другом они могут при совпадении ряда условий: они должны в один момент времени находиться на одной частоте, работать одним и тем же способом модуляции, иметь достаточную мощность передатчиков и чувствительность приёмников, между ними должно быть эфирное прохождение. Как правило, передаваемая друг другу информация минимальна: обмен позывными, рапортами о разборчивости и слышимости, именами и названиями городов.
В.Ж. У нас была мысль сделать студенческое радиовещание в МИЭТе. Но мы поняли в какой-то момент, что студенты радио сегодня не слушают. Всё переместилось в интернет. Поэтому пришлось бы делать такую кашу, в которой даже изначально не было бы топора, например, вещать подкастами. Но это уже скорее должен быть отдельный медиа-проект МИЭТа, с радиоклубом не особо связанный.
В радиорубке
– Как вступить в клуб?
Г.А. Мне часто задают этот вопрос. Нужно всего лишь прийти на занятие, желательно, в начале семестра, и постараться не прогуливать дальнейшие.
Они проходят еженедельно, обычно вечером в 3208 или 4302а. В настоящее время пандемия внесла свои поправки – приходится проводить дистанционно.
Занятие длится обычно 2-2.5 часа. Вначале краткая теория, всё остальное время посвящается практике – конструированию, сборке, наладке. Впрочем, паять можно дома, мы всячески это приветствуем. Для общения у нас есть целых 5 чатов ВКонтакте. Иногда проводим пары, посвящённые работе в КВ эфире или лекции с участием приглашённых интересных людей.
- Было очень приятно с вами общаться! Задам последний вопрос: можете что-нибудь пожелать нашим читателям?
Г.А. 73! de R3YAB. Это традиционное радиолюбительское пожелание. О том, что оно означает, вы узнаете на занятиях. Приходите!
Руководитель радиоклуба МИЭТа Герман Антошкин
В.Ж. А мне хочется напомнить всем довольно простую вещь, которая, впрочем, с трудом умещается в голове. В каждый момент времени в месте, где вы находитесь, можно измерить два вектора – электрического и магнитного поля. Они как-то меняются во времени, дрожат, колеблются. Но это всего два вектора. И вот, измеряя колебания этих двух векторов, мы можем принять трафик с Wi-Fi роутера в 10 метрах от нас, можем принять мобильный интернет с сотовой вышки в двух километрах, можем послушать FM-радиостанцию в 40 км от нас, а можем послушать китайскую КВ-станцию в 5000 км или радиолюбителя-антипода из Южной Америки. Те же два вектора вот в этой точке несут сигналы со спутников и голоса космонавтов с МКС, и телеметрию с марсоходов, и сигналы от летящих уже за пределами Солнечной системы «Вояджеров», и сигналы от далёких квазаров на краю видимой Вселенной. Всё это проходит через точку, где мы находимся, причём одновременно. И всё это можно принять. Если, конечно, как следует настроиться.
Глеб Гвайта