Успешные выпускники МИЭТа работают в разных областях экономики. Технический склад ума ценится высоко в разных сферах деятельности. Так, Владислав Никонов, выпускник 2003 года, учившийся на кафедре биомедицинских систем факультета Электроники и компьютерных технологий (сегодня Институт БМС — прим. ред.), более 20 лет работает в компании Intel специалистом по розничному маркетингу. Он выступает техническим экспертом во многих проектах компании, записывает видео с известными блогерами из мира IT и с увереннговорит о том, что залог успеха на рынке труда заключается в широком кругозоре и умении чётко формулировать свои мысли.
– Владислав, как вы попали в Intel?
– Всё случилось достаточно банально. В компании Intel, когда я учился в МИЭТе, работало минимум два выпускника нашего вуза. Оба – в маркетинге. И на каком-то этапе у них возникла идея, сложная и непонятная: выпустить промоутеров в магазины. Сейчас это делается элементарно, в стране безумное количество рекламных маркетинговых агентств. 20 лет назад этого практически не было. Тогда эти два сотрудника Intel решили, что проще всего попросить через профком выделить аудиторию, позвать кучу студентов, позадавать им вопросы и отобрать самых подкованных, чтобы потом обучить их в офисе и направить в магазины.
В то время Intel представили процессор Intel Pentium4.Так получилось, что в этот же период я читал журнал«Компьютерра», в котором подробно описывались технические особенности современных на тот момент продуктов. Поэтому когда я увидел объявление, как сейчас помню, в аудитории 1203, я пришёл на собеседование, ответил на вопросы проPentium4. Оказалось, что я знал много того, в чём другие терялись и «плавали».Так я и оказался промоутером Intel. Через некоторое время стал супервайзером, потом на очень непродолжительный период времени устроился в маркетинговое агентство, которое работало над проектами Intel, а позже открылась позиция в ритейл-маркетинге компании.
– Чем вы занимаетесь сегодня?
– В нашей компании коммуникация между отделами – очень важная задача. Это идеология One Intel: мы одна большая команда, внутри которой сотрудники друг другу помогают. Поэтому если говорить про основной фронт моих работ, то это ритейл-маркетинг, коммуникация с розничными сетями («М.видео», «Эльдорадо», DNS и «Ситилинк»), решение вопросов, связанных с обучением персонала и с техническими вопросами. Кроме того, я общаюсь с людьми, принимающими решения о закупках, чтобы они понимали, из чего состоит продуктовая линейка, и параллельно всё-таки пытаюсь участвовать в интересных проектах, связанных либо вообще с глобальным маркетингом, либо с работой нашего PR-департамента.
Если мы говорим, например, про глобальный маркетинг, то я три года подряд был ответственным за стенд Intel на «ИгроМире» в «Крокус Экспо». Сейчас важным направлением в плане PR является работа не со стандартными средствами массовой информации, а, например, с блогерами. Я часто контактирую с блогерами, даже иногда лично появляюсь на некоторых ютуб-каналах. Последний ролик с моим участием вышел у Wylsacom.
– Владислав, расскажите, каково это – технарю работать в сфере маркетинга?
– О, этот вопрос мне четыре раза подряд задали на собеседовании в посольстве США, когда я получал американскую визу. У них в голове не укладывалось, что я закончил технический вуз по направлению «Биомедицинские системы», а работаю в компьютерной компании и в маркетинге. Если говорить конкретно про компанию Intel, да и любую техническую компанию, которой надо продвигать свою продукцию, то тут возникает большая проблема. Человек, с одной стороны, должен разбираться в своей продукции, с другой – уметь простыми и понятными словами что-либо объяснить и зажечь аудиторию.
«В нашей стране даже маркетологами в компаниях, производящих сложные устройства, должны быть технические люди»
Во многом это ещё связано со спецификой нашей страны. В том плане, что у нас люди более технически подкованные. Даже если ты просто приходишь и общаешься, например, с сотрудником, который отвечает за закупки в «Эльдорадо», его будут интересовать не просто серые коробки подназванием «ноутбук», которые нужно продавать. Он у тебя начнёт спрашивать: «А что там за процессор, а что изменилось, а, говорят, стало больше ядер, а тут кэш-память вроде бы подросла, а у вас что-то с ИИ связано?» В такой же ситуации во Франции, Германии, Англии не будет технических вопросов от человека, на первый взгляд не связанного с техникой.
Поэтому в нашей стране даже на маркетинговых позициях в компаниях, производящих сложные устройства, должны быть технари. Это во-первых. Во-вторых, мне кажется, что современный маркетинг очень быстро меняется, и зачастую важно не пять лет учиться фундаментальным основам маркетинга, а иметь широкий кругозор и уметь быстро адаптироваться под те или иные новые веяния. Потому что даже за год могут измениться многие вещи, например, связанные с интернет-маркетингом, с соцсетями.
Наш директор по маркетингу окончил МИФИ. Вокруг себя я очень редко вижу людей не с техническим образованием. Это, кстати, к вопросу: нам в институте говорили, что физик сможет стать лириком, а вот лирик физиком – крайне редко.
– Был ли у вас опыт в других компаниях? Чем отличается работа в Intel?
– Скажу, что в этом плане я ближе к восточнойкультуре, для которой характерно, когда человек устраивается в компанию и работает в ней практически всю жизнь. В Intel мне всёнравится, всё устраивает, всё ещё получаю кайф от работы, поэтому никуда переходить не планирую.
Владислав Никонов в ролике на ютуб-канале Wylsacom
Если предположить, что отличает Intel от других компаний, то так как это американская компания, здесь очень продумана внутренняя структура, логистика офиса. Всегда есть кафешка внутри офиса, у каждого нормальный кубикл (рабочее место, от англ. cubicle – прим. ред.), комната отдыха. Не могу всё перечислить, так как для меня эти вещи элементарные, а для многих людей это необычно.
Приходя в другие компании, я часто вижу, что люди очень тесно сидят, практически друг у друга на головах. Поэтому культура офиса здесь, безусловно, отличается. В московском офисе очень уютно и душевно. Это первый момент.
Второй момент, который я бы выделил, это то, что нет такой большой разницы между сотрудниками, расположенными на разных позициях. Наверное, это вообще специфика американских компаний.
Здесь нет такого, что ты высокий начальник и к тебе нельзя подойти. Насколько я знаю, в других компаниях, в госструктурах начальник – это практически человек с другой планеты. Я помню, однажды мне звонил начальник, рядом была моя бабушка, и разговор был типа: «Александр, здравствуйте! Как дела?» А бабушка сказала: «А как так, ты не называешь его по отчеству?» Я в ответ: «Да как-то не принято у нас». Радует, что можно всегда донести свою мысль и быть услышанным, это тоже приятно.
– Что вам больше всего нравится в вашей работе?
– Мне, как человеку, который любит общаться, выступать, доносить свою мысль, нравится возможность делать всё это.
Мы затронули ютуб-блогеров. Здесь тоже приятно, когда ты сам смотришь кого-то, черпаешь информацию из его ролика, а потом у тебя часовой созвон с этим человеком, и уже ты ему рассказываешь про новую технологию, о которой он будет говорить в одном из следующих выпусков. Ещё момент: со времён студенческого общежития мне нравилась новая техника.Сейчас, работая в Intel, я имею возможность всё новое пощупать чуть раньше. Это новая техническая информация, и приятно, что у меня есть доступ к ней.
Презентация новой линейки ноутбуков компании MSI на базе процессоров Intel Core 8-го поколения
Нравится возможность путешествовать. Потому что есть различные конференции: партнёрские, внутри компании. И была возможность (исключая последние полгода) поездить по стране, по многим европейским государствам. Благодаря работе удалось посетить все города-миллионники. Это полезно для расширения кругозора, для понимания, как живёт страна, какие есть особенности у народа.
– А что самое сложное?
– Наверное, то, что компания очень быстро растёт, всё очень быстро меняется, что приходит молодёжь, и молодёжь тоже объективно лучше меня подкована в современных вещах, связанных с интернет-маркетингом.
Сложная задача – всё время быть в тонусе. Нет такого, что ты можешь расслабиться: я здесь уже давно работаю, в этом разбираюсь, всё замечательно. Нет. Всё меняется быстро. Если год назад был техническим экспертом, то через год, если не будешь глубоко копать, ты будешь востребован чуть меньше. Но это одновременно и плюс, и минус. То есть ты всё время можешь совершенствоваться, но к этому нужно быть готовым.
– Не наблюдается ли дефицита кадров в вашей области?
– Честно говоря, в московском офисе компании Intel численность штата растёт не очень быстро и состав вообще слабо меняется. У нас достаточно всё стабильно, и сложно что-то сказать об этом. Но если говорить про офис в Нижнем Новгороде (он, между прочим, в разы больше, чем московский), то там реально нехватка людей, потому что многие другие компании мирового масштаба сейчас приходят в города-миллионники России, размещают центры разработок и нуждаются в разработчиках, программистах и инженерах.
– Остаётся ли у вас время на хобби, чем вы любите заниматься?
– В начале я сказал, что у нас есть возможность работать и помогать в других проектах – по сути, это можно назвать хобби. Если что-то вроде сидеть дома и собирать марки или вышивать крестиком, такого, конечно же, нет.
Учитывая, что я люблю разбираться в разных технических вещах, я в последнее время изучаю тему железнодорожного транспорта: вагоны метро и прочие вещи.
Часто говорят, что в нашей стране что-то не очень хорошо развивается, но чтобы не быть голословным, я решил посмотреть как меняется подвижной состав электричек, локомотивов, вагонов и много другого. И раз в три месяца веду табличку, как в московском метрополитене меняются вагоны. Оказалось, что в этом плане мы развиваемся очень быстро.
Приятно следить за той темой, которая развивается быстро. Потому что и компьютерные технологии развиваются быстро, и локомотивы меняются часто. Одно время изучал атомные электростанции, но честно скажу, что эта отрасль развивается крайне медленно. Поэтому захотелось следить за чем-то более динамичным.
«Нужно не сразу закрывать дверь, а держать её немного приоткрытой для любых новых тенденций, даже непонятных для тебя»
– Какими, по вашему мнению, качествами должен обладать специалист в области маркетинга?
– Мне кажется, что фундаментальное техническое образование полезно в любой профессии. Где бы ты ни был, ты должен считать, соображать, схватывать. А ещё для специалиста важен широкий
кругозор. То есть ты должен быть осведомлён во всех направлениях, следить за разными тенденциями. Никогда не пытаться смотреть на одну вещь и совсем не смотреть на другую. Часто бывает так, что люди считают, что что-то одно правильно, а другое – полная непонятная ересь. Но потом оказывается, что мир меняется, многие люди готовывоспринимать это, и в этом что-то есть.
Выставка «ИгроМир», стенд компании Asus
Нужно не сразу закрывать дверь, а держать её немного приоткрытой для любых новых тенденций, даже непонятных для тебя. Ты всё равно должен копнуть в этом направлении, понять, как это работает. Везде всё читать, везде всё смотреть, следить за всеми трендами, во всём пытаться разобраться.
– Владислав, как учёба в МИЭТе повлияла на вас?
– Вопрос многогранный. Во многом МИЭТ сформировал меня как человека. Потому что школу мы оканчиваем по большей части детьми, а вуз, особенно жизнь в общежитии, сформировал меня той личностью, которой я являюсь сейчас. После окончания университета я не так сильно менялся, как во время студенческих лет. Это была неплохая школа жизни.
Если говорить о том, что дал университет, то важно понимать, что я учился на стыке 90-х и 00-х годов, в не самое простое время. На первых трёх курсах мы получили очень сильную фундаментальную подготовку. В плане основных технических наук это были физика, линал, матан, математические методы цифровой обработки сигналов и прочее. Начиная с четвёртого курса, мне казалось, что МИЭТ должен был ближе нас подводить к реальным задачам, на которые и была нацелена наша специальность. В этот момент институт давал немножечко меньше, чем хотелось бы. Если сказать короче: хорошая фундаментальная подготовка на начальных курсах и не очень сильная связь с потенциальной последующей работой на старших курсах.
– Что бы вы хотели пожелать и посоветовать студентам, которые думают пойти работать в область IT?
– Оттолкнусь от своего образования. Я учился на факультете электроники и компьютерных технологий, а специализация у меня была «Биомедицинские приборы». Тогда это смотрелось немного странно, вроде непрофильное направление института, но мне кажется, то обстоятельство, что я пришёл на эту кафедру, как раз позволило расширить кругозор.
«Хорошее резюме — да, для начала разговора неплохо, красивые оценки в дипломе — это тоже хорошо, но с тобой будут разговаривать»
Поэтому всем студентам на любом направлении советую интересоваться вещами диаметрально противоположными. Если ты гуманитарий, почитай что-нибудь из технического, если ты физик-математик, посмотри что-нибудь, связанное с современным искусством. В этом что-то есть: держи дверь приоткрытой — не захлопывай её полностью.
Ещё что могу посоветовать студентам. Когда вы будете устраиваться на работу, вам нужно научиться говорить, потому что важно донести свою точку зрения. Ты должен уметь рассказать историю, должен заинтриговать человека, должен как-то сформулировать свои мысли. Хорошее резюме – да, для начала разговора неплохо, красивые оценки в дипломе – это тоже хорошо, но с тобой будут разговаривать. Особенно сейчас, когда многие собеседования проходят через интернет, говорить ещё тяжелее. Люди зачастую и вживую два слова связать не могут, а дистанционно это ещё сложнее. В общем, научитесь разговаривать! Научитесь красиво доносить свою мысль. Умейте рассказать увлекательную историю длиной хотя бы в одну минуту.
Мария Чудакова