То, что вчера казалось временной мерой, из-за пандемии становится обыденностью. Так, осенью пары вновь стали дистанционными. Мы узнали имена преподавателей, которых миэтовцы считают самыми эффективными на дистанте, и спросили, что они думают о замене очных занятий онлайн-форматом, как изменился процесс «по ту сторону экрана» и ждут ли они возвращения студентов в аудитории университета.
Натэлла Юрьевна Соколова,
кандидат технических наук, директор Департамента развития образовательных программ МИЭТ, доцент Института СПИНТех:
«На мой взгляд, МИЭТ оказался готов перейти на дистант после опыта прошлого семестра. Во-первых, большинство преподавателей уже проводили занятия сиспользованием средств видеоконференцсвязи (ВКС). Примерно 50% лекций и 60% семинарских занятий весной были организованны именно так. Безусловно, трудности по проведению лабораторных работ на специализированном программном обеспечении и оборудовании в удалённом режиме остались. Такие группы студентов стараются не переводить на дистант, исключение составляют учебные коллективы, в которых выявляют заболевших ковидом. Во-вторых, в прошлом семестре проводилось обучение преподавателей по использованию различных средств ВКС и ОРИОКС в процессе обучения, и они, надеюсь, смогли адаптироваться к этой ситуации. В-третьих, было закуплено и налажено оборудование, которое позволяет проводить онлайн потоковые лекции.
Лично мне во многом помогает ранее полученный на факультете Дистанционного обучения опыт работы с применением электронного обучения и общение с коллегами из других подразделений. Их опыт пытаешься применить и у себя. В прошлом семестре в ОРИОКСе у меня был полный структурированный комплект обеспеченности всех видов занятий, который регулярно обновлялся. В рамках показателей эффективности встраивались внешние электронные ресурсы, ссылки на видеоролики, размещённые на YouTube. Поскольку ресурсов в ОРИОКСе очень много, то обучающемуся трудно разобраться, какой именно и в какой период надо изучить, поэтому все ресурсы прикреплены к графику контрольных мероприятия, что, на мой взгляд, удобно для студентов. Семинары проводились в разном формате: это были и занятия, на которых я опрашивала студентов по домашним заданиям, и те, где сама показывала, как моделируются процессы, а студенты имели возможность повторять за мной мои действия.
«Я всё больше убеждаюсь в существовании теории поколений. Если мир меняется, то и мы должны меняться и всегда быть инноваторами не только в своей предметной области, но и в методике обучения»
Как и у всех преподавателей университета, у меня много времени занимает подготовка к дистанционным занятиям. Не только с точки зрения подбора материала, но и с точки зрения способа его подачи. Я разговаривала и с С.Г. Кальнеем, который вместе с коллегами по кафедре высшей математики №2 придумывал и находил оптимальные способы проведения таких занятий.
А ведь в дисциплинах, где много формул, там, где преподаватели традиционно писали на доске, это гораздо сложнее, чем в моих дисциплинах.
Я часто слышу от коллег, что раньше было лучше, что студенты сейчас не такие. Надо понимать, что мы живём и работаем сейчас, что мы развиваемся, и мы другие, и студенты другие. Не хуже, не лучше, а другие. Я всё больше убеждаюсь в существовании теории поколений. Если мир меняется, то и мы должны меняться и всегда быть инноваторами не только в своей предметной области, но и в методике обучения. Всем надо относиться друг к другу с пониманием и взаимным уважением».
Сергей Григорьевич Кальней,
кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой высшей математики №2:
«Преимуществ дистанционного обучения я не вижу. Во всяком случае, для математических дисциплин. Дистанционные технологии и электронные ресурсы полезны при заочном обучении, полезны, если студент вынужден пропустить несколько очных занятий в силу болезни. Могут быть полезны, если студент что-то не уяснил на занятиях и ему нужно повторно прослушать часть лекции. Устное изложение и изложение в учебнике отличаются. Например, рисунки в учебнике статичны, а на лекции они рисуются «по частям», а не даются в готовом виде. Ну и кто-то лучше воспринимает материал на слух, а кто-то – читая книгу.
«Я надеюсь, что полученный опыт приведёт к большей осторожности в вопросах внедрения дистанционного обучения. К более длительному апробированию дистанционных технологий до издания нормативных документов по их обязательному внедрению»
Главный недостаток – это отсутствие живого общения между преподавателем и студентом. Каждый студент индивидуален, и при живом общении преподаватель в большей или меньшей мере учитывает это. При очном обучении преподаватель видит, кто икак работает на занятии, у кого возник вопрос, но он не решается его задать. Ленящегося можно активизировать, несмелого – спросить.
По лекциям я не могу отметить особой разницы в длительности подготовки к проведению очной и дистанционной пары. Значительно различие при проведении практических занятий. Число задач, которые можно решить и обсудить в дистанционном формате, существенно меньше. Сложнее объяснять трудные части в решениях. Сложнее обсудить, что в решениях осталось неясным, выяснить, кто не уяснил что-то. Полноценной замены очного, живого обучения студентов при изучении математики не получается. Более того, не вижу оснований полагать, что такая замена возможна и в ближайшее десятилетие.
Вынужденный переход на дистанционное обучение показал, что оно не эффективно. Достоинств немного, а потери в качестве обучения большие. Я надеюсь, что полученный опыт приведёт к большей осторожности внедрения дистанционного обучения. К более длительному апробированию дистанционных технологий до издания нормативных документов по их обязательному внедрению».
Большая нагрузка легла на сотрудников подразделений, которые обеспечивают переход учебного процесса в онлайн-формат.
ОТДЕЛ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:
· обеспечивает ежедневное оперативное внесение изменений в расписание (в связи с карантинными мерами);
· организует оперативное взаимодействие между преподавателями и студентами, которые не смогли въехать в Россию;
· координирует работы по записи онлайн-лекций в аудиториях университета.
СТУДЕНЧЕСКИЙ ОФИС:
· взаимодействует со старостами групп по вопросам организации дистанционного обучения (обратная связь);
· информирует об изменениях в расписании;
· в дистанционном режиме решает вопросы, касающиеся организации и сопровождения практики, выплаты стипендий, ликвидации задолженностей.
ОТДЕЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ (ОТП):
· осуществляет техническую поддержку процесса записи онлайн-лекций и проведения онлайн-занятий (работа с преподавательским составом и со студентами);
· обслуживает видеосервер miet.study (облачный сервис для хранения и просмотра видеоматериалов лекций) и резервный сервер ОРИОКС.
Екатерина Викторовна Егорычева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и финансов:
«По моим ощущениям, студентам сложнее одолеть пару в онлайн-формате. Возможно, им требуется больше усилий по концентрации внимания. Кроме того, очень мешает зависимость от исправности технических средств, электронных программ и приложений, а также от скорости интернета. И я чувствую, как студенты волнуются и переживают, когда их внезапно «выбрасывает» из онлайн-конференции. К сожалению, такие ситуации – не редкость. Это снижает степень мотивации, поскольку есть факторы, на которые невозможно повлиять. Как преподаватель, так и студент могут прекрасно подготовиться к занятию, нотехника внезапно подведёт, и часть материала останется за кадром. Как и хорошее настроение.
В онлайн-формате, как ни странно, стало сложнее обеспечить интерактивность учебных занятий. Стало труднее получать обратную связь от студентов. Они быстро утомляются, особенно когда у них несколько онлайн-пар подряд. Поэтому подача материала должна быть очень дозированной, теоретические положения должны постоянно перемежаться практическими кейсами.
Меняются также подходы к организации самостоятельной работы студентов. По моим ощущениям, её становится больше по разным дисциплинам, поскольку часть материала, который раньше изучался аудиторно, переходит в разряд СРС (самостоятельная работа студента – прим. ред.). И сейчас есть некий дисбаланс, от которого студенты страдают. Да и преподавателям приходится больше времени тратить на проверку домашних заданий.
«Преподавателю очень непросто сидеть перед экраном, на котором отображается множество чёрных квадратов с именами и фамилиями»
Традиционный формат обучения является более благодатным. В процессе обучения происходит эмоционально-энергетический обмен между преподавателем и студентами. Где-то можно пошутить, посмеяться, сбросить напряжение, использовать невербальные средства для повышения качества коммуникации. Можно почувствовать состояние и настроение аудитории, подстроиться под неё, обеспечить более эффективное взаимодействие. Онлайн-формат достаточно сильно урезает эти возможности. Преподавателю очень непросто сидеть перед экраном, на котором отображается множество чёрных квадратов с именами и фамилиями. Студенты предпочитают не включать свои камеры (а у кого-то их просто нет). Поэтому соглашусь с теми, кто считает онлайн-формат более бедным с позиций обеспечения живого взаимодействия всех участников учебного процесса.
Сейчас нам не хватает своей полноценной LMS-платформы (Learning Management System – хранилище учебных материалов – прим. ред.). Ведь для качественного онлайн-обучения нужна не только вебинарная комната, но и все остальные инструменты управления учебным процессом. Сейчас многие студенты как раз страдают от многообразия электронных сервисов и необходимости перестраиваться с одних на другие при изучении разных дисциплин. Хорошо, что есть ОРИОКС, который мы используем, дополняя его другими инструментами под конкретные задачи.
Переход на онлайн всех нас многому научил, и, я думаю, какие-то технологии приживутся в нашей практике. Но всё-таки хочу пожелать и студентам, и преподавателям скорейшего возвращения к нормальному режиму обучения, к общению с коллегами, студентами, сокурсниками и друзьями офлайн, ко встречам без масок и перчаток!»
Сергей Андреевич Лупин,
кандидат технических наук, профессор Института МПСУ, директор Института международного образования:
«Есть такое блюдо – крабовые палочки. Красиво упакованы, вкусные и полезные, но есть одна заковыка – палочки есть, а вот крабов в них нет… Так и с дистанционным образованием. Плюсом дистанционки можно считать только то, что она позволяет нам не полностью остановить учебный процесс.
Я веду занятия у иностранных студентов, им и в штатном режиме учиться трудно, а на удалёнке – тем более. Когда мы с ребятами из Мьянмы, Сирии, Индии что-то обсуждаем, то всегда используем весь арсенал коммуникаций – жестикулируем, рисуем, модельки клеим. Без личного общения мне трудно оценить, поняли ли ребята мои объяснения. Я стараюсь, чтобы содержание лекций не сильно отличалось от традиционных, но это не всегда получается. Мне дистанционное образование не нравится, а вот рабочие проблемы на дистанционке решать удобнее.
Для меня профессии преподавателя и актёра очень похожи. Настоящие актёры не могут обойтись без театра со зрителями, неповторимой атмосферой сцены. Преподавателям тоже нужен контакт со своим зрителем, ведь лекция – это своего рода спектакль. А если удаётся играть его вместе со студентами, то получаешь огромное удовольствие! После дистанционной лекции остаётся только дикая усталость.
«Есть такое блюдо – крабовые палочки. Красиво упакованы, вкусные и полезные, но есть одна заковыка – палочки есть, а вот крабов в них нет… Так и с дистанционным образованием»
Самое главное: коллеги, держитесь! Всё плохое когда-нибудь закончится! Студенты! Не обижайтесь на своих преподавателей. Мы учимся вместе с вами и тоже можем ошибаться».
Михаил Геннадиевич Попов,
старший преподаватель Института МПСУ:
«В моей дисциплине «Архитектуры процессорных систем» изменились только лекции: они стали удалёнными. С одной стороны, это удобнее: сидеть дома в комфортном кресле с кружкой чая. С другой стороны, что стало новым– это слайды для презентации. Раньше часть подачи информации приходилась на доску, теперь презентация is the new black («хит сезона» – прим. ред.)». Пришлось многие слайды анимировать, доработать, подсветить важное, чтобы информация была понятнее с экрана монитора.
Практическая часть дисциплины осталась очной, и это – главное, ведь её удалённо сопровождать очень тяжело. Сложно понять, усвоил студент материал или нет. Что же касается теории, то онлайн-формат мне очень даже нравится. Есть только один минус – для такого большого количества человек тяжеловато контролировать посещаемость. Но есть и положительная сторона – студенты активнее задают вопросы на лекции, используя чат трансляции.
Для дистанционного формата есть свои правила. Главное – не бубнить себе под нос, рассказывать бодро, увлечённо. Если рассказчику скучно, то с чего слушателю будет интересно? Кроме того, я использую всякие маленькие «фишечки». В прошлом семестре это были огурцы и отрицание факта присутствия этих огурцов: для студентов необычно наблюдать за тем, что преподаватель клеит на себя огурцы из «Рика и Морти», а потом ещё и отрицает их существование. Каждый год делаю массу отсылок к поп-культуре, пародируя фразы и сцены из фильмов. И есть целый багаж идей на будущее. Почему мне кажется, что это работает? Потому что эти «фишки» создают дополнительные смыслы, культурные единицы, студенты могут их обсуждать, думать о них, а значит, в очередной раз вспоминать и о дисциплине.
«Глобально будущее за дистанционкой»
Ещё одна «фишка» – актуальные и интересные источники информации. Я подписан на рассылку издательства «ДМК Пресс», они выпускают серию «Образовательная манга», а я собираю библиотеку по моей дисциплине, от популярной до серьёзной, чтобы быть в курсе, что да как, иметь мнение по каждой книге. Некоторым проще начинать с популярной литературы, понять дисциплину на таких примерах, вот и решил порекомендовать эту книжку.
Я считаю, что глобально будущее за дистанционкой. Какие-то дисциплины и специальности уже могут почти полноценно перейти в дистанционную форму, но тем, которые требуют оборудования и специфических навыков, к этому ещё долго идти. На любых лабораторных работах необходимо оборудование, которое не всегда можно купить домой, и требуется постоянная консультация преподавателя. Эффективность живого общения остаётся гораздо выше, чем у самой качественной видеосвязи. Вживую можно быстрее понять, в чём проблема, и помочь. Опять же, самодисциплина – очно её проще вырабатывать. Когда все эти и подобные вопросы будут закрыты, тогда, думаю, и состоится качественный переход от очной к дистанционной форме. Уверен, это точно произойдёт, но не в ближайшие пару лет».
Анна Михайловна, София Рогатова