В сентябре студентка Института биомедицинских систем Екатерина Зорикова (БТС-41) и выпускник МИЭТа, учредитель компании НИОБИС Роман Морозов приняли участие в международном конкурсе INRADEL и представили командный проект «Разработка биотехнического аппарата для точной диагностики времени смерти». Екатерина рассказала, за что благодарна МИЭТу и как определить время смерти быстрее, чем привезут пиццу.
Путь к науке
Я всегда хотела быть врачом, но по определённым причинам не смогла выбрать чисто медицинское направление. Посчитала, что гораздо больше перспектив и возможностей на направлении, находящемся на стыке наук. Я поступила в МИЭТ, зная, что здесь сильный преподавательский состав, который даст мне отличные знания в интересующих меня областях.
До погружения в мир науки моим основным увлечением был спорт. Я мастер спорта по становой тяге, выступаю за сборную МИЭТа. Сейчас, к сожалению, на спорт не так много времени, как раньше, но я стараюсь его находить.
Совмещать учёбу и разработку биотехнического аппарата для точной диагностики давности наступления смерти оказалось несложно. Разработка Scorpio-9 – тема моего диплома, а значит, на практике я могу полностью уделять время своей научной работе. Ещё год назад я даже не представляла, что судьба приведёт меня в науку. Однако сейчас это именно то, чем я живу.
Scorpio-9 – инвазивный биотехнический аппарат для точной диагностики давности наступления смерти по концентрации АТФ и АДФ, то есть энергии клетки, которая содержится в митохондриях. Чем больше времени прошло с наступления смерти, тем меньше заряд АТФ и митохондрий в клетке. Также мы создали уникальную технологию и стеклянную подложку, работающую в комплексе с транзистором, в котором мы используем биологический компонент из трёхглавой мышцы руки.
Тема разработки портативного прибора, который мог бы определять точное время смерти, родилась у меня после рассказа моего отца – он судебно-медицинский эксперт – о важности для следствия установить точное время смерти. Я поделилась своими размышлениями с преподавателем Института БМС Иваном Владимировичем Пьяновым. Он посоветовал нам конкурс Inradel («Инновационная радиоэлектроника»), за что ему отдельное спасибо. На той стадии у нас была только идея. Уже во время участия в международном конкурсе эта идея вылилась в прототип.
От идеи до прототипа
Inradel – это международная программа развития и конкурс перспективных научных проектов, а также подготовка их от стадии идеи до воплощения на практике. Для меня этот конкурс был первым, однако со мной в команде работал выпускник кафедры биомедицинских систем факультета ЭКТ’10 (сегодня Институт БМС – прим. ред.), кандидат технических наук, учредитель компании НИОБИС Роман Морозов, который уже не новичок в этом деле. Он уже выигрывал гранты от Фонда содействия развитию малых форм предприятий и участвовал в конкурсе «УМНИК» с проектом «Клеточный каркас».
Мы получили 300 000 рублей, разделив общий призовой фонд в три миллиона рублей с другими победителями. Но главное, что дал нам конкурс – это бесценный опыт, общение с умнейшими людьми технической сферы и возможность довести идею до прототипа и проработать каждую деталь. Также конкурс Inradel открыл перед нами новые возможности для поиска инвестора для изготовления промышленного образца прибора, проведения испытаний In Vitro (вне живого организма – прим. ред.), клинических и технических испытаний, государственной регистрации и сертификации продукции. По нашим прогнозам, инвестиции окупятся в течение двух лет после выхода на рынок, а в течение пяти лет прибыль составит 272 000 000 рублей. Уже на конкурсе мы обменялись контактами с возможными партнёрами для этих целей, надеемся на плодотворное сотрудничество в будущем.
Разработки же других специалистов на конкурсе считаю очень перспективными. Уверена, что в случае реализации проектов коллег и успешного вывода их на рынок качество жизни у людей станет выше.
Сейчас мы зарегистрировались уже с более серьёзной поддержкой ещё на несколько конкурсов, где будем стремиться к победе. При этом мы не останавливаемся на разработке. Прибор имеет сложную концепцию работы и сам по себе непростой, поэтому на данный момент мы в поиске лучших решений. Самая большая трудность – отсутствие команды как таковой. Мы хотим решить эту проблему путём привлечения талантливых молодых учёных с младших курсов МИЭТа.
Смоделируем ситуацию
Многим из нас неприятно думать о смерти, однако все мы люди и все мы, к счастью или нет, но смертны. Представим: человек умирает или над ним совершается насильственное действие, приводящее к смерти, тело находят в лесу. Одна из первоочередных задач – определить давность наступления смерти (ДНС). На вызов выезжает бригада, включающая в себя в том числе и судебно-медицинского эксперта, одна из главных задач которого – определение ДНС. Труп везут до морга, далее пользуются традиционными методами определения ДНС – ректальная температуреа, трупные пятна, гистологический анализ трупной крови, анализ по вязкости стекловидного тела и другие. Таким образом, на то, чтобы довезти труп до морга и определить его ДНС, потребуется по меньшей мере примерно часов 6-8. Все эти методы имеют большую погрешность и маленькую точность, в лучшем случае до 8-10 часов. Эти цифры погрешностей бывают критичны: задерживать подозреваемых можно только на 24 часа, если виновность не подтверждена – их отпускают.
С помощью нашего прибора можно будет быстрее определять подозреваемых. Почему? Он компактный и переносной, не требующий специального обучения для его использования. Судебно-медицинский эксперт, сотрудник МВД или сотрудник Следственного комитета может приехать на место происшествия, определить ДНС с помощью Scorpio-9 и уже потом везти труп для полного анализа случившегося.
Время проведения исследования ДНС с нашим прибором – от 5 до 25 минут с точностью до получаса в среднем (работы ещё ведутся, погрешность станет ещё меньше, так же как и время проведения анализа). Таким образом, врач судебно-медицинской экспертизы определит ДНС прямо на месте происшествия не только быстро, но ещё и с завидной точностью.
Перспективы разработки
В Российской академии медицинских наук были проведены работы над созданием подобного устройства, но работающего по другой технологии. Оно тоже давало довольно точный результат, однако стоимость прибора была около полумиллиона, что не дало ему выйти на рынок. Себестоимость Scorpio-9 составляет порядка 25 тысяч, а на рынок мы планируем вывести его с ценником 78 тысяч рублей.
К весне должен быть готов опытный образец, который мы повезём на выставку здравоохранения, где обсудим его дальнейшие перспективы. Также велись переговоры с судебно-медицинскими экспертами больницы имени Боткина, с представителями Минздрава РФ. Все они одобрили идею и рекомендовали прибор к созданию с дальнейшей поддержкой.
Побывав на многих конференциях, я видела множество горящих глаз: все ребята увлечены своим делом и своей идеей, и это не может не радовать. Советую студентам и молодым учёным не пренебрегать конкурсами, потому что участие в них мотивирует идти дальше и выше, даёт бесценный опыт в выступлениях и в умении донести главную мысль своей научной идеи. Думай, создавай, действуй!
Михаил Краснов