В связи с пандемией COVID-19 мы лишились возможности посещать такие прекрасные места культуры, как музеи, выставочные залы, галереи и театры. Это, безусловно, расстраивает многих из нас. Журнал «ИНверсия» предлагает тебе, читатель, погрузиться в восхитительную атмосферу спектакля «Кавказский меловой круг» театра-студии «Контакт»!
Культурный центр «Зеленоград». Премьера спектакля. Зрители собираются в холле и готовятся к началу спектакля. Но настоящая магия театра начинается не здесь, а за кулисами. Дверь с надписью «Посторонним вход запрещён» распахивается, а за ней открывается иная сторона мира театра.
Театр-студия «Контакт» поставил пьесу «Кавказский меловой круг» по произведению Бертольта Брехта (немецкий драматург, поэт и прозаик, театральный деятель, теоретик искусства, основатель театра «Берлинер ансамбль» — прим. ред.). В основе пьесы лежит притча царя Соломона о споре двух матерей. Подробнее о постановке и о самой студии «Контакт» рассказал её режиссёр Татьяна Николаевна Силина:
«Наш театр существует более 30 лет. У нас очень много разных возрастных групп, участники начинают заниматься с 5 лет и вплоть до 65. У каждой группы свой спектакль. Занятия состоят из актёрского творческого тренинга, который психологически и физически настраивает человека на актёрскую игру, и работы над той постановкой, которую мы делаем в данный момент.
Мы проводим набор в сентябре, и хотелось бы отметить, что среди молодых людей немало студентов НИУ МИЭТ. Все проходят трёхмесячные курсы актёрского мастерства, а дальше кто-то уходит, а кто-то остаётся и вливается в коллектив. Те, кто решил остаться в сентябре и проявил желание, сегодня участвуют в спектакле.
Сам автор постановки, Бертольт Брехт, один из гениев мировой литературы 20 века. К сожалению, в театрах его ставят редко: он требует особого отношения, творческой фантазии и сплочения коллектива. Конечно, наш спектакль могут играть четыре актёра, но это будет смотреться не так эпично, как если бы над ним работали 30 человек. Существует задача, для выполнения которой коллектив становится единым целым. В пьесе очень много ролей, больше 60. Поэтому здесь можно проявить грандиозную творческую фантазию.
Над этой пьесой мы работали где-то с прошлой весны. Появилась идея, да и актёрский ансамбль был очень хорошим, а такое бывает нечасто. Любой коллектив живёт своей жизнью, затухает, возрождается, растёт, доходит до своего пика, потом опять начинает сбавлять энергетику. Сейчас я считаю, что наша труппа на пике своих возможностей: творческих, энергетических. Может быть, на следующий год мы даже не сможем сыграть эту пьесу. Всё происходит в этой жизни: люди женятся, уезжают, заканчивают институт, меняют место работы и жительства. Мы — непрофессиональный театр: очень многое меняется. Мы не принуждаем, не платим зарплату, люди занимаются этим по собственной инициативе и желанию. В пьесе всё, кроме текста, придумано. Текст Бертольта Брехта неприкосновенен. Мы очень честно и добросовестно взяли каждую фразу из этой пьесы. Всё остальное — наша фантазия.
Над пьесой «Кавказский меловой круг» было очень интересно работать. Вот та же самая гора, как её показать? Я пришла к ребятам и сказала: «Мне нужны живые горы». И ушла. И они сделали эту гору, живую! Река у нас тоже живая. И главное, что у нас есть, – это настоящий ребёнок! Надеюсь, это очень растрогает нашего зрителя.
У нас в планах делать диаметрально противоположные темы: душевные тонкости, взаимоотношения между людьми. После такой эпической постановки хочется чего-то задушевного, тёплого. О любви, разлуке...
Я дала ребятам задание, кто-то уже готовит, кто-то ещё в раздумьях. Но я предполагаю, что мы всё же сделаем такие диалоги и соединим их в одну историю, а потом покажем зрителю на следующий творческий сезон».
Перед спектаклем актёров собирают на тренинг-разминку. Они становятся в круг на сцене и начинают делать глубокие вдохи и выдохи. Далее актёры разминают кисти, сходят со сцены в зал и быстро делают круг. Пассами рук «передают» друг другу скороговорку.
Проделав ещё несколько упражнений на большом расстоянии, они возвращаются на сцену. Проговаривают скороговорки и хлопают ладонями ритм отрывков из песен. Конец.
Видеооператоры устанавливают и настраивают камеры в зале, актёры уходят заканчивать приготовления для выступления: подкрашивают глаза, поправляют причёски, готовят реквизит на сцене, настраивают гитары, повторяют текст. Один из актёров, Ярослав Корчевский, рассказал немного о себе и поделился мыслями о театре:
«Я пришёл в студию осенью позапрошлого года. Тогда мне понравились спектакль и игра актёров, которую я увидел. Мне здесь нравится, хотя поначалу было очень сложно. Я самый старший, и влиться в коллектив было довольно трудно, но у меня получилось. Это второй спектакль, в котором я играю. Для меня театр — тренировка моих навыков, с которыми я выхожу к людям уже в реальной жизни. В какой-то момент я понял, что все люди играют роли, просто неосознанно. А я хочу делать это осознанно и понимать, что я играю в обычной жизни».
Практически никто не сидит на месте, все взволнованы. Занавес опускается. Звучит первый звонок. Зрители заходят в зал и занимают места. Второй звонок. В зале уже много зрителей. Кто-то высматривает знакомых, кто-то ищет удобное место. Третий звонок. Раздаются аплодисменты, зрители в нетерпении. Свет в зале постепенно гаснет. Темно. Занавес открывается. Начало.
I акт
Любое действие происходит на сцене: сама пьеса, смена костюмов, изменение обстановки. Актёры играют по нескольку ролей, причём не только людей, но и животных, и делают это мастерски. Перевоплощение из роли в роль происходит очень быстро. Всё динамично, красиво, эмоционально, нет ни времени, ни желания отвлекаться от происходящего на сцене. Некоторые актёры по ходу действия рассказывают, что происходит с их героями, а потом снова возвращаются в роль. Живые горы — актёры. Через какое-то время они воспринимаются не как люди, а как настоящие горы. Кажется, что главная героиня и ребёнок, которого она спасла, вот-вот сорвутся с них. В конце действия — живая река. Актёры сделали её бурной и полноводной, пользуясь лишь языком тела и белой лёгкой тканью.
В конце первого акта — возвещение о суде между матерью, которая родила, и матерью, которая воспитала. Занавес закрылся.
Антракт
Зрители под впечатлением. Выходят из зала, чтобы немного развеяться и приготовиться к новой порции эмоций. Обсуждают, что кому понравилось, что зацепило. Актёры быстро переодеваются, убирают лишнее со сцены, готовятся к новому действию.
Анастасия Горина, актриса «Контакта» и студентка группы БТС-21, поделилась впечатлениями и мыслями:
«В «Контакт» я пришла только в этом году. Здесь занимались мои знакомые, и студия была на слуху. Я узнала о ней информацию и нашла человека, который мне всё рассказал. Теперь я тоже стала частью коллектива.Раньше занималась пением, танцами, участвовала в концертах. Но это мой первый театральный опыт.Трудности, естественно, есть, но когда всё вокруг располагает к творческому процессу, становится проще.Лично для меня, само ощущение себя на сцене — самое захватывающее в театральном искусстве.
В театральном искусстве мне нравится само ощущение себя на сцене. Когда приходишь на спектакль, понимаешь, что актёры тратят очень много времени на подготовку, на работу над образом. Когда же ты по другую сторону этого процесса, ты понимаешь всю его суть. Когда ты выходишь на сцену и на тебя смотрит зритель, ты вспоминаешь себя на его месте. Будучи актёром, ты можешь донести что-то людям, почувствовать их реакцию. Это очень необычно.
Естественно, хочется творческого роста. Чего-то нового, что ещё не пробовал. О самом спектакле. Я пришла в студию недавно, спектакль тогда был практически готов. Основные моменты были сделаны, поэтому нужно было вливаться, быть собранным на сцене. Тут ты весь внимание, следишь за тем, что происходит, кто куда идёт, когда нужно сходить что-то взять, когда тебе нужно выйти что-то сказать. Вообще, включаться в уже практически завершённый процесс всегда тяжелее, чем идти с самого начала. Но всё шло достаточно гладко.
Пьеса «Кавказский меловой круг» с самого начала зацепила меня интересным сюжетом. Когда я увидела спектакль в первый раз, он произвел на меня неизгладимое впечатление. До последнего не понимаешь, что происходит, а в финале — развязка! И тогда только понимаешь: «А, вот как оно всё было!» Мне очень нравится наша постановка. Это глобальная работа.
Театр для меня всегда был чем-то важным. Приходишь на спектакль и понимаешь, что всё, что происходит, — происходит сейчас. Это не кино, где видишь готовый продукт, где каждый дубль снимался, может быть, раз по 500. В театре всё это рождается прямо перед твоими глазами.
Читателям желаю ходить почаще в театр».
Звучит звонок, и зрители начинают возвращаться в зал.
II акт
Открывается занавес, и актёры снова приковывают внимание зрителей к сцене. Практически всё действие — суд. Игра актёров прекрасна. Здесь и напряжение, и юмор, и человеческие взаимоотношения.
Наконец, раскрывается смысл названия пьесы. Что значит «кавказский меловой круг». Это испытание. Здесь его проводят для двух матерей. Его исход решит, с кем останется ребёнок.
Конец спектакля — танец в саду. Аплодисменты не умолкают, актёры встают на поклон.Закончилась большая, сложная история.
Игорь Новик, актёр театра-студии «Контакт», преподаватель электротехники в МИЭТе, рассказал о студии, постановке и о театре:
«Почему я решил пойти в театр. МИЭТ славится своей активностью, а слово «активист» знакомо каждому миэтовцу. В своё время я тоже был активистом. На третьем курсе мы ставили спектакль «Маугли» для детей-сирот. Я организовывал этот спектакль как волонтёр. На первой встрече, когда спросили о том, кто будет играть главную роль, я решил попробовать. Никогда этого не делал и вдруг решился.
Мы ставили это внутри МИЭТа, не от какого-то театра. Удивительным образом нам дали режиссёра, им была актриса театра-студии «Контакт». У неё уже было понимание спектакля и того, как он построен.
Она занималась с нами два с половиной месяца, за которые общими усилиями мы поставили спектакль в ДК МИЭТ, и после этого мы решили создать свой театр. Мы планировали проводить занятия за на базе ДК, но были проблемы с бумагами. В итоге она предложила пойти туда, где сама занималась.
Мы закрыли сезон в мае, отгуляли лето и в сентябре (человек 10 миэтовцев) пришли в театр-студию «Контакт». Для нас это было очень сложно. То, с чем в момент обучения актёрскому мастерству сталкивается человек, никогда не игравший на сцене, ни с чем не сравнится. Первый месяц было особенно трудно, потом мы втянулись, потом заинтересовались ещё больше. Так и остались. В театре-студии «Контакт» я, наверное, седьмой год.
Первая трудность — нехватка времени. Приходится совмещать театр с учёбой, работой, личной жизнью. Все люди абсолютно разные: есть школьники, есть студенты (их, наверное, подавляющее большинство), есть люди, которые уже работают, — это всё про молодёжную группу. И время — самый ценный ресурс, который хочется тратить на театр, но не всегда получается.
Трудно, когда люди пропускают. Театр — вещь коллективная. Только целостным ансамблем возможна реализация таких проектов, как наш спектакль «Кавказский меловой круг» Бертольда Брехта. Поэтому из-за чьих-то пропусков репетиций всегда становится труднее. Без одного человека в труппе тяжело: процесс сразу разваливается.
В театральном искусстве мне больше всего нравится взаимодействие с людьми. Это взаимодействие другого уровня. В обычной жизни это рабочие моменты, личные — все они имеют определённые рамки и ограничения. В современном мире душа человека очень закрыта, а театр позволяет быть друг с другом намного ближе в абсолютно разных ролях. Он учит понимать и себя, и своего партнёра, и жизнь в целом. Нравится то, что здесь всё зависит от тебя.
В нём прикасаешься сразу ко многому. Я выбираю театр потому, что он является синтезом многиих видов искусства. В одном спектакле мы и поём, и танцуем, и играем на инструментах. Театр настолько широкий, что даже самый гениальный актёр не всегда прикасается ко всем его частям.
Он очень сильно очищает. Театр — это то место, где ты можешь быть самим собой, где ты можешь уйти из мира дел. Это воодушевляет и даёт некий отдых от жизни.
Сейчас мы работаем над несколькими новыми постановками сразу. Это одноактные пьесы на маленькое количество ролей. Если говорить о спектакле, то стоит упомянуть, что Бертольд Брехт — основоположник эпического театра. Можно сказать, что он есть отдельное направление игры со своими приёмами и характеристиками. Эпический театр очень отличается от классики. Зачастую он содержит те черты, которые неприемлемы для классического театра и системы Станиславского в том числе.
Например, для Брехта вполне возможен выход из ролей: актёр может на площадке выйти из роли, поговорить со зрителем и войти в роль обратно. Или выйти из одной роли и войти в другую. Зрители видят, как актёр моментально перевоплощается. При подготовке это сложно, потому что уровень актёрского мастерства должен быть высокий, а также нужна очень быстрая реакция. Подобная техника перевоплощения давалась нам нелегко, ведь раньше мы никогда с ней не работали.
«Кавказский меловой круг» — серьёзная пьеса и серьёзная история, которую нужно пережить и понять.
В противном случае зритель просто не примет её. Для нашего коллектива это был большой шаг вперёд».
Теория сценического искусства, метода актёрской техники была разработана русским режиссёром Константином Сергеевичем Станиславским в период с 1900 по 1910 год. В системе впервые решается проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяются пути перевоплощения актёра в образ. Целью является достижение полной психологической достоверности актёрской игры — прим.ред.
Театр — искусство составное, он состоит из многих частей. Это и технические моменты, и литература, и хореография, и живопись. Ведь зритель в первую очередь видит актёра, во вторую – слышит, в третью – чувствует. Театр – искусство синтетическое.
Пандемия коронавируса, безусловно, повлияла на жизненный ритм каждого из нас. И вот, после длительного перерыва актёры театра-студии «Контакт» опять приступают к долгожданным репетициям. Сейчас у них активно ведутся соцсети: «Инстаграм» и «ВКонтакте». Всю информацию вы можете узнать там либо обратиться напрямую по телефону: 8-909-990-03-34 (Игорь Новик @ ph_igor_pushkin («ВКонтакте»)). Подписывайтесь, читайте, приходите на спектакли, посещайте занятия и увлекайтесь театром!
Мария Чудакова