О результатах работы в рамках реализации программы развития Национального исследовательского университета «МИЭТ» мы побеседовали с проректором по научной работе С.А. Гавриловым.
– Сергей Александрович, каковы главные итоги второго года реализации программы НИУ?
– На конец декабря МИЭТ был одним из десяти НИУ, которые выполнили и перевыполнили все показатели программы развития. Это гарантирует нашему университету сохранение статуса НИУ в этом году.
Ежегодно МИЭТ проводит большую работу, касающуюся разработки новых учебных программ. Задачей первого года реализации НИУ (2010 года – прим. ред.) было проектирование программ, отвечающих не только требованиям государственных стандартов, но и потребностям промышленности. В 2011 году часть спроектированных программ, в первую очередь, касающихся дополнительного образования, была разработана. Особенность данных программ повышения квалификации и переподготовки в том, что они удовлетворяют требованиям конкретных заказчиков.
Всего было разработано более 60 программ, из которых абсолютное большинство апробируются на группах слушателей. Интересно, что модернизации подверглись не только специальные дисциплины, но и основные, которые изучают на начальных курсах. Кроме того, была проведена очень интересная работа по дополнительному обучению преподавателей МИЭТа английскому языку с целью разработки двуязычных курсов.
– Одной из основных задач на 2011 год было оснащение учебно-исследовательских лабораторий, чтобы студенты уже во время учёбы работали на современном измерительном, аналитическом и технологическим оборудовании. Какие учебные лаборатории были модернизированы? Что предстоит сделать в текущем году?
– Мы завершили оснащение хорошими стендами немецкого производства физического практикума – закупили установки по оптике. Ранее в классы были приобретены стенды по механике, термодинамике и строению вещества, которые уже активно используются в учебном процессе. С этого года все первокурсники обучаются на современном лабораторном практикуме. По отзывам преподавателей кафедры общей физики, студентам очень нравится работать на новом оборудовании.
Поскольку изучение английского языка и международное признание – важные для нас показатели в программе развития НИУ – одной из задач на 2011 год было переоснащение кафедры иностранных языков. Были оборудованы два современных лингафонных кабинета, в которых используется новейшее программное обеспечение, в том числе и собственные разработки факультета ИнЯз.
К наиболее масштабным проектам также можно отнести новую учебную лабораторию кафедры МРТУС, обновлённый класс кафедры инженерной графики и дизайна и два переоснащённых компьютерных класса Вычислительного центра (ВЦ). Множество лабораторий были дооснащены, в частности, на кафедрах ПКИМС, ИЭМС (классы Cadence) и других. Следует отметить, что мы стараемся максимально оптимизировать затраты и рационально использовать оборудование. Так, например, компьютеры из классов ВЦ теперь будут использоваться на военной кафедре.
В настоящее время идёт формирование единой университетской среды для коллективной работы во время учебного процесса. Это будет большой комплекс, в котором каждая кафедра будет иметь свои рабочие места. Появится возможность вести занятия на новом уровне, используя современные сетевые технологии. Это оборудование уже закуплено, в настоящее время идёт монтаж.
Основная идея на ближайший год – оснащать научные лаборатории. В то же время значительная часть средств законтрактована и на учебные лаборатории, в основном, уже для выпускающих кафедр. Это достаточно серьёзный комплекс лабораторных работ на кафедре САУиК, новое оборудование для кафедры ИЭМС.
– А когда появится класс кафедры информационной безопасности?
– Первый из двух запланированных классов «Информационная безопасность в корпоративных сетях» будет запущен в этом году. Он позволит моделировать процессы, связанные с защитой открытых, конфиденциальных и закрытых источников информации. Студенты смогут научиться тому, что требуется и в банковской, и в научно-технической сфере, где надо защищать коммерческие и промышленные секреты. Запуск класса будет произведён в летние каникулы, и уже со следующего учебного года студенты, обучающиеся по направлению информационная безопасность, будут работать на уникальном оборудовании.
– Насколько сегодня студенты и аспиранты МИЭТа вовлечены в научно-исследовательскую деятельность передовых лабораторий университета?
– Мы считаем, что студент или аспирант вовлечён в научную деятельность, если он трудоустроен на кафедре и получает за это деньги. Этот показатель за прошлый год вырос значительно – почти в 1,5 раза.
Руководство МИЭТа требует от кафедр создания условий для активного вовлечения молодёжи в науку. При формировании плана закупок научного оборудования в приоритете оказываются те кафедры, где работают большие студенческие коллективы.
На одном из ближайших учёных советов будет рассмотрен вопрос о более активном использовании оборудования МИЭТа, расположенного в Нанотехнологическом центре. Сейчас время работы на нём частично предоставлено Зеленоградскому нанотехнологическому центру, а всё остальное время предполагается загрузить научно-исследовательскими проектами для студентов и аспирантов, чтобы они имели больше возможностей для доступа к современному оборудованию.
– Как развиваются партнёрские отношения МИЭТа и «РОСНАНО»?
– Сейчас у нас реализуются три совместные программы: с компанией «Ситроникс» (90 нанометров), с «ЭСТО-ВАКУУМ» (подготовка разработчиков) и с Plastic Logic (подготовка специалистов в области органической электроники). Сотрудничество в рамках этих трёх проектов позволило создать абсолютно непохожие друг на друга учебные программы, которые, прежде всего, учитывают потребности и интересы работодателей, строго контролирующих содержание учебных планов. У преподавателей МИЭТа как разработчиков программ, накопился полезный профессиональный опыт.
– С чем связана небольшая задержка в запуске образовательной программы совместно с Plastic Logic?
– Возникли определённые вызовы, которые мы успешно преодолели совместно с представителями компании. Учебные планы были оптимизированы, и в настоящее время учебная программа запущена. Поскольку органическая электроника – новое направление для МИЭТа, в учебный процесс активно вовлечены специалисты компании. В основном, это будет реализовано в форме практики на предприятиях в Дрездене. Выпуск слушателей программы намечен на конец июня – начало июля.
– Каковы перспективы расширения научной деятельности МИЭТа на ближайшее время?
– В прошлом году мы создали в структуре МИЭТа лабораторию функциональной электроники. Начали её оснащение. Это новое для нас направление – алмазная электроника. Алмазные плёнки существенно расширят возможности приборов. Сейчас идёт реконструкция фасада завода «Протон», и как раз в части здания, выходящей на третий корпус, идёт формирование климатического комплекса. В нём будет создана достаточно большая лаборатория. Кроме проектировщиков и строителей над её оснащением и проектированием работают порядка 20 студентов и аспирантов МИЭТа, в основном с кафедры КФН.
Кроме того, запланировано дооснащение лаборатории сверхпроводниковой электроники. Туда будет закуплен комплекс молекулярно-лучевой эпитаксии. Ожидается прорыв в терагерцовый диапазон на сверхпроводниковых структурах.
Из существенных структурных изменений, которые были подготовлены за предыдущие два года и будут реализованы в ближайшее время, важно отметить создание Центра коллективного пользования (ЦКП) лицензионным программным обеспечением. Уже закуплено много программ для проектирования, моделирования, расчётов. 2011 год знаменателен тем, что мы приобрели практически бессрочную (на 99 лет!) лицензию на промышленное ПО компании Cadence. При этом использование внутри университета и в малых предприятиях, учредителем которых является МИЭТ, возможно без всяких согласований. Также университет имеет право предоставлять использование этого ПО внешним потребителям (необходимо уведомительное согласование с Cadence). Это очень выгодные уникальные условия. Конечно, стоило это достаточно дорого – порядка 40 миллионов рублей за лицензию. Однако это существенный прорыв, который станет основополагающим стержнем для создания ЦКП, в котором будет сконцентрировано промышленное ПО.
– Каковы приоритетные задачи развития университета в рамках НИУ на 2012 год?
– В целом приоритетные задачи не изменятся: оснащение новых лабораторий, развитие информационных ресурсов, повышение квалификации, обучение сотрудников и студентов за рубежом.
Поскольку закуплены новые лабораторные комплексы и отдельные модули, необходимо к началу нового учебного года завершить разработку методических материалов и ввести везде, где это возможно, новые лабораторные практикумы.
Кроме того, ФГОС3 предусматривает абсолютно новый подход к фондам оценочных средств. Если во втором стандарте – это вопросы к коллоквиуму, экзаменам и другим контрольным мероприятиям, то в третьем появилось понятие компетенций, каждая из которых формируется, как правило, в пяти дисциплинах с индивидуальным фондом оценочных средств.
Это новое для наших преподавателей требование в методическом плане, над которым сейчас активно работают все кафедры. Будут разработаны фонды оценочных средств для текущего контроля успеваемости и для промежуточной аттестации по каждому модулю. Теперь у студента появится вполне официальный документ, из которого он будет чётко понимать, зачем, например, технологу нужна философия. Каждая дисциплина, содержащаяся в плане, должна формировать какую-то компетенцию, в том числе специальную.
Беседовала
~Анна Белобрагина~