От рисунков в тетрадках до арт-директора по презентациям в «Яндексе». Владимир Колпаков (выпускник Дизайна’14) рассказал о своём пути, важных моментах профессии и людях, которые его окружают.
ВЫРАСТЕШЬ – СТАНЕШЬ ДИЗАЙНЕРОМ
С детства я знал, куда собираюсь идти. В 90-е мой дядя работал в ИТ-сфере и приезжал к нам всегда с ноутбуком, в котором разрешал мне рисовать. И он, возможно, в шутку (или нет) говорил: «Вырастешь – станешь компьютер- ным дизайнером». С тех пор это отложилось в голове, и всю жизнь я иду в этом направлении.
К окончанию школы я начал искать, куда поступать на дизайн. Тогда у всех институтов были ужасные сайты, на которых всё было непонятно. Мой брат, который учился на ЭКТ, посоветовал факультет дизайна в МИЭТе. Я приехал на день открытых дверей и оказалось, что критерии для поступающих и у меня есть реальный шанс поступить в ведущий вуз России.
НЕ БЫЛО НИЧЕГО, СТАЛО ХОТЬ ЧТО-ТО
Впервые на день открытых две- рей в МИЭТ я приехал ещё в 10 классе. На нём я показал свои рисунки преподавателям. Они сказали, что это не совсем то, что нужно, ведь требовался академический рисунок. До того момента я был самоучкой: рисовал без понимания правил построения. После этого мама отправила меня в художественную школу. Полгода я навёрстывал упущенное. Во второй раз на дне открытых дверей мне сказали, что всё гораздо лучше, чем было. Не было ничего, стало хоть что-то. Но уровень был слабоват, поэтому для подготовки к вступительным я пошёл в школу дизайна при МИЭТе.
КАРАМЕЛЬНЫЙ ДИЗАЙН
Изначально рисовал на бумаге, пачками её расходовал. Потом ходил на информатику в школу искусств (центр творчества), где преподавали веб-дизайн. Параллельно с этим изучали фотошоп, flash-анимацию. Помимо этого я сам искал уроки компьютерного дизайна. Больше всего привлекали фотоманипуляции: обожал брать фотографии и что-то вырезать, вставлять. В то время я узнал про «Студию Артемия Лебедева» (далее – Студия). Тогда появился термин «карамельный» дизайн: круто собранные и обработанные фото, представляющие красивую картинку от которой прям слюна течёт. Я тоже хотел так красиво обрабатывать и рисовать.
КОРОТКО И ПОНЯТНО
В вузе тебе дают информацию и навыки. Ты, как студент, можешь либо принимать эту информацию, «вгрызаться» в неё, если тебе интересно, а можешь просто принимать всё, чему тебя учат, как данность или обязаловку. МИЭТ мне очень помог, потому что здесь дизайн находится на стыке с техническими направлениями. Навыки, которые я получил тут, даже спустя пять лет оказываются нужными.
Например, проекционное черчение, которое было только на первых двух курсах и дальше, казалось бы, не пригодится. Но тетрадку по инжграфу я храню до сих пор, потому что нет-нет да придётся ей восполь зоваться, чтобы объяснить кому-нибудь, как построена перспектива. В этой тетрадке у меня всё очень коротко и понятно расписано, не то что в «Википедии».
Если говорить про непрофильные дисциплины, то они подстегнули интерес к истории и культурологии, хотя раньше я никогда не интересовался ими до университета. Сейчас мне постоянно приходится обращаться к оптике.
Я пишу книгу про фотосъёмку автомобилей, приходится объяснять сложные вещи простым языком. В какой-то момент я даже пытался найти свои тетрадки по физике, чтобы объяснить коллеге, как рассеивается свет. Такие вещи – это прикольно. Если бы я не получил таких знаний в университете, то мне было бы сложнее.
НЕ СТЫДНО ЗАГРУЗИТЬ
Книга про фотосъёмку автомобилей – мой больной проект, потому что она «долгострой». «Дизайн-бюро Артёма Горбунова» (далее – Бюро) как-то делало сайт для дилерского автомобильного центра на Гавайях. По итогу работ арт-директор Бюро сказал, что сайт отличный, но качество фотографий оставляло желать лучшего: одинаковые, серые и «пресные». Он предложил написать гайды (инструкции – прим. ред.) для автоцентра, как снимать автомобили. Я вместе с коллегами написал эти гайды. Мы глубоко изучили съёмку автомобилей. Главная цель была в том, чтобы любой человек смог бы взять эти гайды и сделать такие фотографии, которые не стыдно будет загрузить на сайт. После того, как мы выложили гайды в портфолио, к нам обратилось очень много дилерских центров и автомагазинов с вопросом: «Где можно почитать про съёмку автомобилей?» Арт-директор предложил написать книгу на эту тему факультативно (по вечерам и в выходные). У нас уже был тогда первый книжный движок для электронных книг. Так я и занялся написанием, но мне это даётся тяжело. В Бюро очень специфические редакционные стандарты качества, плюс формат книги диктует рамки. Где-то надо сильно сократить, чтоб разворот выглядел красиво и не потерял смысл. Где-то наоборот, надо побольше объяснений. К тому же, все фотографии и 3D-модели для книги я делаю сам. И у меня есть основная работа, которая занимает время. Поэтому такой большой проект приходилось откладывать. Но сейчас понятно, что откладывать уже нельзя. Соответственно, я дал себе слово, что нужно закончить этот проект. Мы уже выпустили демо-главу.
МИНИМАЛЬНАЯ «ХОТЕЛКА»
На пятом курсе я полгода работал в маленьком рекламном агентстве – был единственным дизайнером. Но мне не очень это понравилось.С учёбой было сложно совмещать. На дизайне чем старше курс, тем больше объём проектов. Следовательно, количество свободного времени уменьшается. Мне хотелось де- лать хорошо, поэтому приходилось выбирать: работа или учёба. Параллельно я фрилансил. Наши преподаватели, например, доцент кафедры ИГД, член Союза Дизайнеров РФ Алексей Леонидович Кухаронок и некоторые другие, подкидыва- ли небольшую работу как на стороне, так и для института.
После вуза я не полез на SuperJob, HeadHunter или ещё какой-то сайт, потому что не люблю этот подход: оставить резюме и ждать, пока тебе напишут или, наоборот, штурмовать страницы поиска. Я сразу решил, что у меня есть определённый уровень ожиданий и минимальная «хотелка», где я бы хотел работать. Это была Студия. Изначально я пробовался туда, но тестовое задание не прошёл. Параллельно с этим я искал какие-то другие места, где мне было бы интересно работать и я бы знал, что буду развиваться. Я нашёл Бюро Горбунова. Прочитал, кто он такой, посмотрел проекты, мне всё понравилось. Зашёл в раздел с вакансиями: вакансий нет. Я расстроился, но отправил лично Артёму Горбунову портфолио с письмом, что хотел бы работать у них. В портфолио в основном были лучшие студенческие работы. Он ответил, что всё здорово, и предложил взять последнее тестовое задание. Я его сделал, отправил, и Артём пригласил меня на собеседование. Потом я попал на аутсорс (использование ресурсов, привлечённых со стороны, извне – прим. ред.), так называемый «дизайн-буфет». Это самая нижняя ступенька для начинающих дизайнеров – если ты сразу в штат не попадаешь, то попадаешь в «буфет».
ВСЕ НА ОДНОЙ ВОЛНЕ
Бюро – очень мощная школа роста для любого дизайнера. Там работают крутые ребята, которые не просто делают дизайн, а ещё придумывают, развивают и обучают смежным с дизайном идеям. Например, работа с клиентами, переговоры, редактура – различные смежные навыки, которые дизайнеру всё равно так или иначе необходимы. Там их культивируют. В Бюро такая атмосфера, что все постоянно развиваются и учатся друг у друга. Они все на одной волне.
Работа дизайнера не сводится к какой-то одной задаче. То есть у тебя есть набор инструментов, которыми ты можешь выполнять свою работу: анимация, фотография, иллюстрация, вёрстка, редактура – это всё инструменты дизайнера. Чем больше у тебя инструментов, тем больше вариантов выполнения задач. В Бюро у меня был «богатый арсенал» – я был и фотографом, и дизайнером, и ани- матором. Всё, чем я занимался в институте, плавно перешло в Бюро почти без изменений.
НЕПАХАНОЕ ПОЛЕ
По окончании института, помимо Студии, я рассматривал вариант работы в «Яндексе». Но тогда я не совсем представлял, чем может заниматься дизайнер в этой компании. И не было никого, кто мог бы мне об этом рассказать. Я не знал, с какой стороны подступиться. Мне казалось, что эта вся история – про интерфейсы, в которых я не особо силён. Я хотел идти по пути графического дизайнера. Поэтому я решил вначале найти себе занятие, которое мне больше по душе.
После пяти лет работы я решил проверить, что могу вне Бюро. И откликнулся на вакансию арт-директора презентаций в «Яндексе». Мою заявку рассмотрели, и я прошёл первичный отсев. У меня было два тестовых задания и три-четыре собеседования.
Первое задание – превратить в презентацию, в том числе в инфографику, аналитическую статью «Яндекса» по итогам ЧМ-2018 с разными данными: поисковые запросы, где было больше зрителей, кто куда приезжал, в какие города.
Второе задание – сделать три слайда в разном стиле: информационном, презентационном и агитационном. На информационном слайде в «Яндексе» нужно что-то сверстать: книжный разворот, буклет, плакат. Дизайн слайда в этом случае не отличается ни от одного информационного продукта. На втором слайде – презентационном – нужно было презентовать продукт. Третий слайд – агитацион- ный. С помощью него нужно было какую-то ёмкую мысль донести в шутливой форме.
Пройдя все этапы, я стал арт-директором презентаций топ-менеджмента в «Яндексе». Поскольку должности, на которую я пришёл, до меня не было, здесь – непаханое поле. С одной стороны, какие-то вещи нужно настроить и поставить на поток, чтобы, например, этим мог заниматься стажёр или дизайнер под моим руководством. Параллельно есть большие проекты и конференции, которые будут у «Яндекса» в ближайшее время, для них надо делать презентации.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО СЛАЙДИКИ
Может показаться, что презентации – это какие-то слайдики в PowerPoint. На самом деле, спектр гораздо шире, потому что «Яндекс» – крупнейшая ИТ-корпора- ция в России, которая делает крутые продукты: от умных колонок до сервисов. Чтобы люди покупали и пользовались ими, проводятся конференции, на которых, например, Аркадий Волож (генеральный директор «Яндекса») выступает с презентацией. Всё это – некое представление, которое делается, чтобы заинтересовать людей.
В «Яндексе» все общаются между собой с помощью презентаций. Например, собирается совет директоров, на котором топ-менеджер рассказывает, чего достигла компания за последний квартал. Но опять же, это не просто слайды. У нас есть шаблоны, которыми все пользуются, но хочется индивидуальности, чтобы было круто и красиво. Соответственно, арт-директор по презентациям занимается тем, чтобы коммуницировать со всеми, старается синхронизировать всех так, чтобы всё было в едином стиле. Секрет слайдов в том, что они не должны быть перегруженными. Всегда нужно понимать, какую идею ты хочешь донести. Разложить её на структуру. Это как в книге: есть обложка, введение, какие-то разделы внутри, которые ты хочешь рассказать, и содержание этих разделов. На одном слайде – одна мысль. Допускается «здоровый минимализм», чтобы зритель мог легко считать информацию и чтобы ему не приходилось додумывать текст за спикера. Между ними всегда должно быть тесное взаимодействие. Ты как дизайнер должен знать, о чём он хочет рассказать.
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ КРУЧЕ ТЕБЯ
Чтобы достичь высокого профессионального уровня, с одной стороны, нужно много работать. Я люблю порядок, люблю его наводить, но меня не всегда хватает до конца, чтобы всё завершить. При написании дипломной работы я решил постараться и сделать всё как следует. С этим мне помогла научный руководитель, PhD, член Союза Дизайнеров РФ Анастасия Юрьевна Тюрина. Мы вместе придумали много всего интересного для моего диплома – он получился идеальным.
Придя работать в Бюро, я понял, что всё, что я умею – капля в море. Мой уровень был достаточный, чтобы только «постучаться в дверь». Следующие пять лет в Бюро прошли, как годы роста через боль, потому что мне тяжело принимать что-то новое или следовать новым принципам.
Помимо работы важно окружить себя людьми, которые гораздо круче тебя. Чтобы тебе всегда было куда расти. Если ты работаешь в команде, где ты самый крутой, то тебе не у кого учиться, остаётся только саморазвитие.
Михаил Краснов