Семестр подходит к концу, а это значит, что наступает самое тяжёлое время для большинства студентов – сессия. Недосып, переутомление, волнение и стресс – обычные спутники студента в этот период. Как справиться с ними, почему важно осознанно подходить к подготовке и сдаче экзаменов, зачем нужна психологическая помощь и о том, что обращаться к психологам совсем не страшно, рассказал психолог МИЭТа Павел Сергеевич Михайлов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В МИЭТЕ
Если у студента есть какая-то психологическая проблема, ему стоит обратиться к специалисту. В МИЭТе мы работаем бесплатно. Психологи работают на базе отде- ла ОСПР (Отдел социально-профилактической работы) под руководством Галины Николаевны Сафоновой. В основном студентов принимает ведущий психолог Наталья Юрьевна Черняева. Я это делаю, когда, например, приходит молодой человек и ему надо обсудить «мужские» вопросы. В основном, я занимаюсь дисциплинарной комиссией, вопросами дисциплины ребят, проживающих в общежитии, но иногда проблемы бывают и у других студентов.
ВОПРОСЫ, С КОТОРЫМИ МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ
В основном ребята приходят по вопросам учёбы. Но бывают и другие случаи, даже граничащие с психиатрией. Тогда мы можем только порекомендовать обратиться к врачу, ведь наши полномочия заканчиваются. Мы, например, не предоставляем медикаментозную помощь. Помимо МИЭТа, я работаю психологом и социальным педагогом в школе. Там тоже бывает много разных случаев. Родители детей, нуждающихся в психиатрической помощи, идут к психологу, не понимая, что он не может с этим работать.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО НУЖНА ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА?
Если человек испытывает какие-то трудности, у него есть проблемы, которые он не может решить сам, то ему нужен психолог. Например, у него не получается социализироваться в группе, то это может быть психиатрический случай, такой как недиагностированный аутизм. С этой особенностью человеку, в принципе, не нужно большое количество общения. Психолог помогает человеку тогда, когда человек хочет, чтобы ему помогли.
ЕСТЬ ЛИ ПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ В МИЭТЕ?
Насколько мне известно, платных консультаций вМИЭТе нет. Для записи можно просто позвонить в наш отдел по телефону 8 (499) 731-22-90, ауд. 4233. При записи ничего не спрашивают. Человек приходит на приём, и мы выясняем, в чём проблема. Для приёма всех желающих времени хватает, но сейчас количество людей увеличивается. Раньше это сильно коррелировало с сессией, теперь поток людей просто растёт, независимо от времени года. Такое количество людей сложно обработать вдвоём, но пока мы справляемся. К нам приходят не только студенты, но и педагоги. Порой они не могут найти подход к проблемному студенту и просят совета, как лучше выстроить с ним отношения и найти подход.
САМОПОМОЩЬ
Психолог – инструмент помощи. Каждый может разобраться сам, как себе помочь самоанализом и самокопанием. Но зачастую проблема человека у него внутри и он может не понимать мотивов и причин. Тут на помощь приходит психолог, ко- торый как бы подсказывает. Но он не должен давать советы, не должен решать что-то за клиента, иначе он будет ответственным за действия человека. Психолог лишь помогает разобраться в себе и научиться принимать ответственность за собствен- ные решения.
ПРИЧИНЫ ОБРАЩЕНИЯ
Любые! Можно обратиться, даже когда всё хорошо и просто не хватает мотивации. Конечно, это будут не еженедельные визиты. За мотивацией я посоветовал бы просто поговорить с кем-нибудь. Хотя даже люди, у которых есть друзья, нуждаются в помощи. Есть вещи, которые ты не можешь рассказать своей семье и друзьям. Не стоит забывать, что в России также работают бесплатные телефоны доверия. +7 495 989-50-50 – телефон Центра экстренной психологической помощи МЧС России. Туда можно позвонить и рассказать свою проблему, это абсолютно анонимно.
ИЗБЕГАНИЕ
Стресс избегать не надо ни в коем случае. Стресс – это адаптационный механизм. Он мобилизует все ресурсы нашего организма, позволяет справиться с ситуацией. Стрессоры для всех бывают свои. Одному человеку выступление на публике по- кажется ерундой, а другому – кошмаром. Поэтому у всех в меру своих ценностных ориентаций и изначального психического базиса есть свои стрессоры.
Поэтому стресс – это хорошо для стрессовой ситуации, такой как сессия. Но важно понимать, что существует положительный стресс – эустресс, и отрицательный – дистресс. Человеку обязательно необходимо положительное подкрепление, важна ситуация успеха для формирования эустресса. Если такие ситуации не возникают, то у человека может появиться фрустрация и негативный стресс начнёт накапливаться.
У стресса есть три стадии: тревоги, сопротивления и истощения. Стадия истощения – самое страшное. Если человек в течение длительного времени не может совладать со стрессом, то все те ресурсы, которые мобилизовались и активизировались, истощаются, у них нет больше сил сопротивляться. И тогда появляются негативные физиологические и психологические последствия.
ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ
Нужно не путать просто утомление и стресс. Это тонкий момент. Стресс – это не просто душевное волнение или нервное напряжение, это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильное воздействие извне. У него есть симптомы и фазы. Это не просто напряжение или усталость. Стресс происходит в течение длительного времени, он пролонгирован, поэтому он давит.
Подкрепить и даже вызвать стресс может неконструктивное мышление. Чрезмерно категоричное – человек видит вещи в чёрно-белых тонах.
Если работа несовершенна, то чувствует себя неудачником, а делая доброе дело, чувствует себя героем, но впоследствии разочаровывается.
Излишне абстрактное: человек обобщает частные факты, говоря «всегда», «никогда», «ничего».
Слишком катастрофическое: человек сильно преувеличивает плохие события, пока они не принимают в сознании катастрофические размеры.
Неоправданно пессиместичное: человек замечает только плохое и игнорирует позитивные стороны своей жизни.
Излишне легкомысленное: человек убеждает себя, что проблемы не существует.
И это лишь некоторые виды, которые мышления вызывают негативный стресс.
ДИСТРЕСС НА ПРИМЕРЕ ЭКЗАМЕНОВ
Дистресс может начаться из-за того, что вы готовились, учились и не сдали. Но это может произойти ещё раньше. Когда человек пытается что-то выучить, при этом он что-то неправильно делает. Человек видит, что ничего не получается, и стресс начинает усугубляться. В этом случае нужно пытаться ставить себя в ситуацию успеха. Например, выучить пять билетов, потом повторить их. Так гораздо эффективнее – учить не сразу, а постепенно, потом повторять. Это и есть ситуация успеха: первые 5 билетов получились, хорошо. Вот так, разбивая всё на маленькие части, человек справляется со стрессом и выходит победителем.
ВАЖНА ПОДГОТОВКА?
Важна осознанность. Не нужно теребить себя за волосы: господи, я ничего не знаю, что мне делать. Надо чётко разложить всё по полочкам и желательно понимать все вещи, о которых будет сказано далее.
Сон – это важно. Перед экзаменом необходимо хорошо выспаться.
Прогулка перед сном или хотя бы открытая форточка. Это может отвлечь от «зубрёжки», укрепить нервную систему, обогатить мозг кислородом, что поможет лучше поглощать знания.
Физкультура. Нужно уделять время физическим упражнениям, чтобы уберечься от нежелательных последствий стресса.
Минутки отдыха. Как пример, в перерывах между занятиями можно закрыть глаза и представить себя кусочком масла, который лежит на тарелке, стоящей на подоконнике. На вас падает луч солнца, и масло начинает таять, медленно растекаясь. Всё тело расслаблено, в мышцах приятное тепло. После такого упражнения можно дальше приниматься за научные догмы.
«Умное» меню. Организму нужны витамины.
Оптимизм = успех. Нужно настраивать себя на то, что вы всё сдадите и всё знаете. Конечно, если вы учили.
Приметы. Помогают тем, кто в них верит, придают уверенности в себе.
Шпаргалки. Если легче усваивается текстовая информация, то написание шпаргалок помогает запоминать и систематизировать информацию. Но помогают шпаргалки только до входа на экзамен, дальше они уже не помогут. Списать слово в слово вряд ли получится, а взглянув одним глазком, можешь устроить путаницу в голове и трясущиеся руки по крайней мере минут на 10.
ГЛАВНЫЙ СОВЕТ
Осознанность подхода к сдаче сессии очень важна. Когда человек представляет свои возможности, ему легче. Он должен понимать, что он поступил в вуз. Часто бывают проблемы с самооценкой: «Я не потяну». Если человек поступил и если он приложит усилия, то он потянет. Многие сомневаются в собственных силах, но сомневаться не стоит, просто нужно стараться распределять время: столько-то я занимаюсь, столько-то я отдыхаю. Нужно готовиться и подходить к этому осознан- но, это поможет.