Одна из интересных и перспективных сфер деятельности выпускников МИЭТа – информационные технологии (ИТ) и искусственный интеллект (ИИ). Ренат Минаждинов (МПиТК'05), сегодня руководит направлением Cloud App Innovation в компании Microsoft (Ближний Восток и Африка). Он рассказал, как попал в компанию Intel на втором курсе, почему самое сложное в сфере ИТ – это люди, поделился контактами с теми, кто хочет посетить новые страны, и дал множество ценных советов подрастающему поколению ИТ-специалистов.
– Ренат, какое значение имеет для вас МИЭТ?
– Классическое «всем, чего я достиг в жизни, я обязан «альма-матер» будет слегка пафосно, но очень честно. Я учился в физико-математической школе 1030 (сегодня школа 1557), где у нас, восьмиклассников, уже вели занятия такие преподаватели, как Игорь Борисович Кожухов и Игорь Натанович Горбатый. Примерно тогда у меня появился план продолжить обучение у них и в вузе. Нельзя не «заразиться» интересом от таких преподавателей!
Последующие годы обучения в МИЭТе дали не только отличную теоретическую подготовку, но и возможность совмещать учёбу с практикой и реальной работой. (Конечно, не в ущерб посещаемости лекций и семинаров – на случай, если это будут читать наши уважаемые первокурсники).
Про теоретическую базу и сегодняшние реалии индустрии. Невозможно серьёзно разговаривать про искусственный интеллект и про ИТ с теми, кто каким-то чу десным образом пропустил «матан» и машину Тьюринга (модель абстрактного вычислителя, предложенная британским математиком Аланом Тьюрингом в 1936 году, – прим. ред.).
Ещё раз подчеркну, что достижение успеха в практике зависит в подавляющем числе случаев от учёбы и теоретической базы, которую и даёт МИЭТ. Навык поиска нужной информации и самостоятельная работа – тоже заслуга вуза в моём случае. Это не только про ночи перед экзаменами и коллоквиумами, как можно было бы подумать (хотя в этом есть большая доля правды). Преподаватели дают много возможностей оттачивать самостоятельность. Наиважнейшую истину я вынес и много раз применил в жизни: два раза объяснил другим – начал понимать сам. Эта мысль Игоря Борисовича Кожухова работает далеко за пределами математики – проверено!
– С чего началась ваша карьера?
- Должность грузчика в супермаркете «Ольга» я упомяну лишь вскользь. Самостоятельно зарабатывать хоть что-то и как можно раньше своим трудом – хорошо и на пользу в долгосрочной перспективе. Про карьеру в ИТ я впервые расскажу правду, как она есть, в печатном формате. На втором курсе мне удалось параллельно поработать в двух организациях – небольшой зеленоградской компании, которая занималась (и занимается до сих пор) импортом SMD-компонентов, и во ФГУП НИИ «Субмикрон». И там, и там было что-то вроде практики – в первой компании я писал и поддерживал очень простенькую программу для отслеживания остатков на складе (работающую по сей день, уже 18 лет трудового стажа приложения) и немного помогал общаться с поставщиками на ломаном английском. В «Субмикроне» мы писали что-то на очень специфическом ассемблере для спутниковой аппаратуры. Утверждают, что и этот кусочек кода, проверяющий целостность работы FPU, тоже где-то летает до сих пор.
Уже это было на пределе возможностей студента второго курса, который искренне хочет учиться и ещё искреннее хочет не завалить сессию. И вот в разгар этого всего в родном вузе появляется объявление, что Intel и Microsoft набирают команду для участия в выставках, посвящённых запуску Intel Pentium 4 и Windows XP (да-да, так давно).
Моя девушка и по совместительству одногруппница сказала: «Давай сходим вместе на собеседование, а то мне одной страшно». К слову сказать, от Intel собеседование проводили бывшие студенты МИЭТа, так что путь был проторён. Так получилось, что собеседования прошёл я, а не дама моего сердца. Личную драму, которая за этим последовала я описывать не буду, но это стало началом моей карьеры.
Московские и региональные выставки, программа для университетов по всему бывшему СССР – это был чуть ли не лучший период в моей жизни. Когда ты студент, тебе платят зарплату, чтобы рассказывать и показывать то, что ты искренне любишь, да ещё и катают тебя по странам! Когда Intel в России и СНГ стал значительно расширяться и формировать новые отделы, я и несколько других однокашников оказались в списке кандидатов в первую очередь. Некоторые из моих коллег-студентов работают в Intel до сих пор, причём на должностях, которые мы все тогда считали недостижимыми. Вывод: когда ваша девушка просит помощи и поддержки, ни в коем случае не отказывайте. Интуиция – дело такое, не всегда хватает своей.
– Поделитесь секретом, как же добиться успеха в области ИТ?
–Успех в ИТ – понятие очень сиюминутное. У меня есть товарищ, который трудится в области маркетинга для большой международной компании, производящей всякие вкусные вещи из шоколада. Он честно говорит, что очень завидует всем в ИТ, ведь продукты любого произ- водителя в этой индустрии, да и сами технологии меняются каждые полгода, если не чаще, что совсем не так в его сфере деятельности. Поэтому, чтобы успех был хоть сколько-то длящимся, умение учиться и переучиваться становится чуть ли не самым важным навыком. Мне очень повезло это факт. Как я уже сказал, МИЭТ даёт много возможностей учиться самостоятельно.
Мои последующие работодатели, понимая, что их успех зависит от качества подготовки сотрудников, предоставляли много опций для повышения квалификации. Сейчас всё стало ещё проще с точки зрения доступности контента – каждый большой участник ИТ-индустрии и вообще любая компания, которая планирует таким участником стать, выкладывают в Интернет огромное количество бесплатного обучающего материала. В то же время это делает процесс обучения и переобучения более сложным, так как выбрать правильный и последовательный контент в таком гигантском объёме становится всё сложнее.
Теоретически, зная свою цель и планомерно идя к ней, можно самостоятельно получить все необходимые знания. Но без навыков самостоятельной учёбы – практически никуда.
Отдельно упомяну принцип «разведки боем»: если есть возможность вписаться во что-то, что кажется невозможным или совсем новым и непонятным, то надо такую возможность не упускать. Сработало многократно в моём случае. На выходе вы в любом случае получите опыт. И позитивный, и негативный – оба они полезны и не могут быть заменены ничем вообще.
– Почему вы решили заниматься ИТ?
– Со времён, когда у меня появился первый ZX Spectrum (прим. ред. восьмиразрядный домашний компьютер, соз- данный английской компанией «Sinclair Research Ltd»), – мне искренне нравилось программирование как возмож- ность сделать что-то, что приведёт к видимому результату. Даже простейшие калькуляторы и игрушки, сделанные под копирку с примеров и шаблонов. Достижение видимого результата, причём быстро – подкупает.
С тех пор ничего сильно не изменилось. Возможность воплотить идею, которая только что появилась у тебя или у твоего клиента, в реальность – это само по себе гигантский мотиватор.
Сейчас приходит понимание, причём не только личное, а общемировое, что именно с помощью ИТ можно менять все индустрии по тому же принципу: невозможное вчера – можно сделать сегодня или завтра с помощью ИТ. В одном из моих любимых фильмов «Начало» есть прекрасный момент с ИТ напрямую никак не связанный, но только на первый взгляд. Там приглашают в профессию новенького архитектора снов, а когда она в ужасе всего этого непонятного и страшного убегает, то ей вслед говорят: «Ничего, она вернётся, ведь ничего похожего по возможности творить и создавать – нет». Так и с ИТ. Правда, потом ещё вмешивается правда жизни, и появляется необходимость внедрять написанное и управлять всем этим в масштабах организации, но тут уже DevOps (прим. ред. – технология активного взаимодействия специалистов по разработке со специалистами по информационно-технологическому обслуживанию и взаимную интеграцию их рабочих процессов друг в друга для обеспечения качества продукта) приходит на смену креативу.
– Что самое сложное в вашей работе?
– Сразу скажу, что это и самое сложное, и самое интересное. Люди, с которыми приходится работать. Я целенаправленно выбирал движение в международном на- правлении, чтобы иметь возможность учиться работать с людьми разных культур. Поэтому, когда выдалась возможность вместо региона Центральной и Восточной Европы взяться за Ближний Восток и Африку, про которые я на тот момент знал ровно ничего, кроме контурных карт – я выбрал именно этот регион. Согласовывать ИТ-стандарты – одно, а согласовывать коллективы людей из са- мых разных уголков планеты – это совсем другое. Второе, честное слово, сложнее. Но интереснее в то же время. И дело не во временных зонах, а в культурных особенностях, начиная с пресловутого понимания пунктуальности (или её отсутствия).
Интересно и сложно одновременно. Да и по моей основной специальности – защита информации – люди остаются самым важным и уязвимым звеном. Так что в моей работе в ИТ самое сложное – это не ИТ, а люди, работающие в ИТ и с ИТ, включая меня самого, конечно же.
– Ваша профессия сейчас востребована, не наблюдается ли недостаток кадров?
– Тут цифры говорят сами за себя. 86% организаций по данным мирового исследования Indeed.com испытывают трудности с поиском кадров для модернизации и создания бизнес-приложений. Моя же работа как раз состоит в том, чтобы развивать ИТ-сообщество и делать разработчиков и других ИТ-профессионалов успешными. Так, работая внутри большой компании, я имею воз- можность помогать большому количеству наших заказчиков растить и развивать технические таланты внутри своих организаций. Мне приятно видеть мою работу как играющего тренера. Можно с удовольствием (и неподдельным детским любопытством) разбираться в новых технологиях и трендах, а также помогать разобраться в них и применить на практике коллегам по цеху.
Мне бы искренне хотелось, чтобы в таком ключе думали коллеги, работающие и в других ИТ-организациях. В конце концов, ИТ развивается не потому, что одна большая компания завоёвывает ещё один процент рынка, а потому что все вместе растят весь рынок в целом. Без квалифицированных кадров – это невозможно. И хоть мне и думается, что кадровый голод никуда не денется в ближайшие десятилетия, это не значит, что мы должны с этим смириться.
– Как вы думаете, наша жизнь станет полностью зависима от ИТ и ИИ?
– Лучше начать с примера. Добираясь не так давно из Москвы до МИЭТа (на Неделю ИТ), я пользовался навигатором, который предложил мне маршрут в объезд пробок. Поставил ли я под сомнения результаты работы алгоритма системы? Если честно – нет. Я не обладаю всей полно- той данных, не знаю обо всех намерениях и физических возможностях городских властей перекопать что-то на моём пути, а алгоритм предложил вполне себе действенный вариант. Мой человеческий интеллект ни разу не почувствовал себя ущемлённым. Ок, трафик – весьма специфическая область. Но искусственный интеллект только за последние три года совершил настоящие прорывы в более широких областях – распознавание объектов, речи, перевод и чтение текста. Грубо мы можем поделить это на две категории – восприятие и познание.
Последние 30 лет мы учили пользователей работе с компьютерами, но теперь приоритет в том, чтобы научить компьютеры понимать мир вокруг нас.
Четвёртая индустриальная революция, большие данные, изменения рынка труда и жизни каждого – уже даже не вопрос времени. Вопрос гораздо более важный: а все эти изменения к лучшему или к худшему?
Большой брат на службе полицейского государства. Автономные дроны. Кредитные рейтинги и рейтинги гражданской благонадежности на базе каждого клика в Интернет? Всё это, хотим мы или нет, – уже реальность в некоторых уголках планеты. Думая о возможном будущем, Microsoft уже на протяжении достаточного длительного времени последовательно реализует шесть главных принципов разработки ИИ, а также активно призывает сообщество их придерживаться. Эти принципы таковы:
- Справедливость;
- Надёжность и Безопасность;
- Конфиденциальность и защита персональных данных;
- Вовлечение;
- Прозрачность;
- Ответственность.
Каждый из этих принципов заслуживает если не отдельного обзора, то, точно, главы. Если кто-то заинтересуется практическими примерами и реализацией этих принципов (а я очень надеюсь, что это будут все, кто дочитал до этого места в тексте), есть замечательная книга «Компьютеризованное будущее: искусственный интеллект и его роль в обществе».
– Говорят, что ИИ заменит людей и заберёт рабочие места. Что вы думаете по этому поводу?
– В качестве дисклеймера. Моё мнение совпадает с мнением работодателя. Так что начну с того, что миссия Microsoft заключается в том, чтобы дать возможность ка- ждому человеку и каждой организации на планете добиваться большего. И с помощью Искусственного Интеллекта мы хотим сделать то же самое, что с помощью ПО было сделано ранее – увеличить и расширить человеческую изобретательность. Подчеркну, что именно увеличить и расширить, а ни в коем случае не подменить.
Возвращаясь к шести главным принципам разработки ИИ – это именно те принципы, которые призваны закрепить право и ответственность человека (начиная с разработчиков) в принятии решений на базе и с помощью ИИ, а не переложив ответственность на него.
Есть очень интересная книга «21 урок для XXI века» израильского профессора Юваля Ноя Харари, где он поднимает эту тему с хорошими на мой взгляд мысленными экспериментами.
Вот один из них для примера и понимания того, что ответственность должна быть всегда на человеке. Кто будет нести ответственность за принятие искусственным интеллектом неправильного решения? Да, все шесть принципов были учтены. Но что-то пошло не так. И вот, беспилотный автомобиль попадает в ДТП, где на тёмном перекрёстке перед ним возникают из ниоткуда бабушка и маленькая девочка. Вариантов развития ситуации до ужаса мало – жизнь минимум одного из людей (бабушки, девочки или водителя/пассажира) под смертельной угрозой. Что делать? Эта этическая проблема не нова. Только сейчас она перед нами предстаёт гораздо более практической.
С точки зрении применения ИИ, здесь может быть только один совет – смотреть на область применения вашего решения в конкретном случае и всегда давать возмож- ность человеку принимать решение. Мы не зря эволюционировали и учились решать сложные задачи, чтобы нести ответственность за свои решения. В жутком примере выше Ноа Юваль Харари сознательно отступает на шаг назад. Вот, вы счастливый обладатель беспилотного авто, каждая поездка которого начинается с нехитрых ответов на вопрос: «При возникновении чрезвычайной ситуации на дороге – выберите приоритеты, кого вы хотите спасать? а) себя/водителя б) пассажиров в) пешеходов и других участников движения». От себя скажу, что даже на своём недолгом веку – я уже несколько раз пересмотрел свои теоретические ответы на этот вопрос. С появлением у меня дочери – 2 месяца назад – я укрепился в варианте ответа в пользу пассажиров. Прав я или нет – не знаю, но я как человек буду готов нести ответственность за это. Как разработчик тоже.
– Как директор по взаимодействию с ИТ сообществом региона Ближнего Востока и Африка, часто ли приходится там бывать?
– Да, и это большой плюс моей работы. Посмотреть своими глазами на то, как в разных местах планеты талантливые люди, включая студентов, своими руками меняют жизнь к лучшему, и, при возможности, помочь им с этим – дорогого стоит. Отдельный плюс моего текущего региона Ближнего Востока и Африки в потрясающем разнообразии. От самых маленьких стран, таких как Катар, с населением 200 тыс. человек (меньше, чем Зеленоград), до гигантских Нигерии и Пакистана (200 и 180 миллионов соответственно). От самых богатых (ВВП на душу населения в ОАЭ и Катаре, например) до активно развивающихся почти с чистого ИТ-листа (например, Эфиопия). От стран с устоявшейся ИТ-инфраструктурой и экономикой, построенной на стартапах и ИТ (ЮАР или Израиль), до строящих всё с нуля, но самых продвинутых облачных технологиях (опять же, Нигерия).
Очень рекомендую мой регион и для профессиональных визитов по обмену опытом, и для того, чтобы просто полюбоваться красотами мира. Пишите мне письма на renatmin@hotmail.com – с удовольствием расскажу, что интересного поделать и что вкусного попробовать.
– У вас очень интересный блог. Как появилась идея блога «ИТ-заметки»?
– Коллеги из Microsoft Россия попросили. А мне очень приятно, когда про мой регион узнают больше людей. Все заметки, которые легко найти в вашем любимом поисковике (благо, что фамилия «Минаждинов» + «IT заметки» дают вполне уникальные результаты) кратко рассказывают об ИТ-особенностях страны, немного срываясь на местный колорит в целом, а также знакомят читателя с кем-нибудь из участников ИТ-сообщества на местности, с кем мне посчастливилось поработать.
– Какими, по вашему мнению, качествами должен обладать ИИ-специалист?
– Про академические знания и фундаментальную математику я уже говорил в начале – ни в коем случае не стоит рассчитывать, что успехи в области ИИ появятся вместо академических успехов. Они появляются на базе академических успехов. Анекдот про то, что молодой стартап в области ИИ и машинного обучения ищет репетитора по математике должен оставаться анекдотом. ИИ-специалист должен знать и применять те самые шесть главных принципов. На базе своего человеческого понимания и морали, разумеется.
Тут просится очень говорящий пример реализации первого принципа – справедливости. Я понимаю, что это вообще сложный философский термин. Но в случае с ИИ – данный принцип больше о том, чтобы алгоритмы не имели предвзятости или не были бы дискриминаторами. Тут и нам, людям, есть ещё куда стремиться.
Вот реальный пример из Австралии. Товарищи из Государственного агентства по трудоустройству вложили миллионы местных долларов в разработку алгоритма, который бы давал некий рейтинг, обратившимся на рынок труда, чтобы ранжировать резюме. И да, они обучали этот алгоритм на базе реальных данных по трудоустройству. Сюрприз-сюрприз, но если вы женщина или вам 50+ лет, то значение вычисленного индекса – резко падало. При ближайшем рассмотрении алгоритма выяснилось, что при абсолютно идентичных данных о квалификации пол и возраст оказались самыми влияющими факторами. Проблема ли это самого алгоритма? Отнюдь. Увы, такова реальность современного рынка труда в Австралии, где предпочтение по историческим причинам отдавалось молодым мужчинам. Хотелось бы нам всем, чтобы нас оценивали по нашим способностям, а не демографическим данным? Уверен, что да. Товарищи в Австралийском Агентстве по Трудоустройству – выяснили этот нехитрый факт, заплатив миллионы долларов за разработку, а ещё и сравнимое количество денег по судебным искам.
– Какие советы вы бы дали тем, кто хочет свя- зать свою жизнь с ИТ?
– Совет будет не только про ИТ, а вообще про «связать свою жизнь» с чем-либо. Пробовать. Как можно больше пробовать. Если вам интересно и вы пытаетесь сделать что-то новое – это то, с чем стоит связать свою жизнь. А ещё это невероятное конкурентное преимущество. Если вам это интересно, то у вас будет больше попыток (успешных и нет, вторых – больше, но в этом-то и соль) на еди- ницу времени, чем у всех остальных, кого в профессию привела мода или престиж, но не интерес и любопытство. У настоящего интереса есть ещё одна ключевая особенность. Когда вы столкнётесь со сложностями и очень даже ощутимой по всем показателям невозможностью что-то решить или сделать, то настоящий интерес не даст опустить руки, но даст необходимое количество энергии, что- бы не отступить, а добиться своего.
Я достаточно поздно прочитал книгу «Гибкое сознание» Кэрол Дуэк, но мне повезло, что моего собственного любопытства хватило, чтобы ввязаться в большое количество невозможных проектов в достаточно разных регионах планеты. А книга, да, золото – в любом возрасте. Ни в коем случае не универсальный ответ (как «42» на Главный Вопрос Вселенной, Жизни и всего такого), но очень хороший материал для понимания того, с чем и главное, как связать свою жизнь.