Музыка является важной частью жизни, в том числе и университетской. Ни одно мероприятие в МИЭТе не проходит без музыкальных номеров: «День первокурсника», «Мисс МИЭТ», Piano Day. Несколько музыкантов из МИЭТа рассказали «ИНверсии» о занятиях музыкой и о музыке вообще.
Фотограф: Дмитрий Тур
Анастасия Затонская (РТ-31):
– Почему решили заниматься музыкой? Давно ли занимаетесь?
– Когда мне подарили первый в моей жизни плеер, мир меня потерял. Я шесть лет играю на гитаре, три года – на барабанах. Хочется научиться играть на всём и сразу, но давайте смотреть правде в глаза: саксофон стоит 70 тысяч, а почка мне пока нужна.
– Почему барабаны?
– Если хочешь найти барабанщика в группу, то лучший способ – самому им стать. Иначе есть огромный риск потерпеть неудачу.
– В каких жанрах играете и творите?
– Играем всё: от «попсы» до пост-хардкора. Опираемся на настроение и музыкальные предпочтения. Иногда хочется чего-то лёгкого, а иногда можно и прострелов на кардане (двойная педаль для бас-барабана) «навалить». Важно быть всесторонне развитым человеком.
– Сложно ли совмещать занятия музыкой и учёбу?
– Всегда легко найти время на то, что тебе действительно важно. А если появляются отговорки, стоит задуматься.
– Что вдохновляет? Какая музыка нравится? Какое место музыка играет в жизни?
– Я рассматриваю музыку как ответ на вопрос о существовании. У каждого из нас есть проблемы в жизни, от которых не сбежать, и в попытке избавиться от чувства тревоги музыка – лучший способ. В ней нет места лжи, потому что эмоции априори не лживы. Никто и никогда не сможет понять тебя так, как это сделает подходящая песня, потому что в музыке мы видим прежде всего отражение своего состояния. Мне нравится выражение: «Музыка настолько печальна, насколько ты сам». В большей степени поэтому мне нравятся песни с глубокими текстами, с интересными и грамотно построенными ходами, дополняющими их. Лучшая группа, объединяющая в себе всё, что для меня важно, – IAMX.
Георгий Устинов (ТБ-11):
– Давно ли занимаетесь музыкой? На каком инструменте играете?
– Занимаюсь музыкой давно, с пяти или шести лет. Отучился в музыкальной школе 11 лет. Играть начинал на блокфлейте, потом перешёл на большую, на ней и продолжаю.
– Расскажите, как часто играете. Что дают вам занятия музыкой?
– В данный момент, к сожалению, играю нечасто. Сами занятия музыкой очень сильно развили не только мой музыкальный слух, но и мелкую моторику рук и хорошую память. С помощью музыки я занимаю себя.
– Сложно ли совмещать занятия музыкой с учёбой в университете?
– Совсем не сложно. Я играю для себя, для удовольствия. После поступления в университет занятия музыкой стали менее приоритетными для меня. Но если у меня появляется желание играть, я играю.
– Есть ли у вас любимые произведения?
– Да, есть. Моё любимое произведение – романс Должикова.
– Какая музыка нравится, что вдохновляет?
– Нравится мне по большей части классика. Предпочтительно Бетховен и Шопен. Меня очень вдохновляет оркестровая музыка. В оркестре каждый – как винтик огромного, но слаженного механизма. В этой музыке чувствуется удивительная сила, потому она меня и восхищает.
Капитон Неклюдов, аспирант Института ПМТ, пианист, основатель Piano Day в России:
– Как давно занимаетесь музыкой?
– Музыкой занимаюсь около 20 лет. Закончил музыкальную школу, затем обычную, поступил в университет. Тогда я играл мало: может, один раз в год выступал на каком-нибудь концерте. Когда поступил в магистратуру, появилось чуть больше свободного времени, и я стал вспоминать то, что играл ещё в музыкальной школе. В конце концов, я подумал, почему бы не сыграть немного не так, как написал автор? Я начал писать свои произведения, вдохновляясь уже известными: вначале, конечно, они были сильно похожи на оригинал. Осенью 2015 года набралось несколько пьес, которые я записал на студии.
– Из чего состоял творческий путь?
– Всё началось с квартирника «Все свои», который придумал Саша Передерин (КТ-21М). Он собирал творческих ребят из МИЭТа на одной сцене, чтобы они в формате уютного домашнего вечера представили публике то, что умеют.
Это был первый выход на сцену со своим творчеством, и после него мне предложили записаться в студии. Отказываться не стал – собрал всё, что было закончено на тот момент, создал паблик и раскидал треки друзьям. А ещё через пару месяцев записал ещё один сборник пьес. После этого я начал задумываться о том, что выпускать простой набор пьес без какого-либо концепта – скучно для меня. С 2016 года я начал выпускать полноценные альбомы, объединённые общей нитью идеи.
В том же году проект Piano Day появился в России, в моей жизни, в Зеленограде и в МИЭТе. С тех пор, стараюсь раз в год выпускать новый альбом, и каждый раз пробую что-то новое для себя. Со временем меня стали приглашать на сторонние проекты. Трижды играл в эфире радиостанции «Серебряный дождь».
Стиль моей музыки принято приравнивать к неоклассике, хотя это не совсем верно. Всё, чем я занимаюсь – это современная фортепианная музыка. Я ограничен одним инструментом, вокруг которого строится звуковое полотно, и в рамках этого ограничения пробую новые идеи, формирую их в нечто единое.
– Сложно ли совмещать учёбу в университете и занятия музыкой?
– Сейчас не так сложно. Я учусь в аспирантуре, и в основном занимаюсь написанием диссертации или проведением пар в вузе. Моя учёба в привычном студентам формате закончилась. Сейчас время ограничено только работой и диссертацией. Сложно ли совмещать музыку со всем этим? Однозначно не смогу ответить. За последние несколько лет музыка прочно заняла место одной из сфер моей жизни. Чем бы я ни занимался, так или иначе, нахожу время для музыки и творчества. Совмещать просто, если есть желание и интерес.
– Часто выступаете на концертах?
– Сложно сказать. Каждый год стабильно играю на Piano Day. Периодически бывают совместные концерты с другими молодыми композиторами. Когда аудитория у каждого небольшая, то проще объединиться, чтобы собрать больше зрителей. Раньше я мог уехать в другой город исключительно в туристических целях и параллельно договориться с какой-нибудь площадкой, чтобы поиграть у них. Сейчас ездить куда-то стало сложнее. Наверное, это особенность взрослой жизни – времени не всегда хватает.
– Что Piano Day значит для вас?
– История началась в 2016-м. В то время я следил за творчеством Нильса Фрама (немецкого композитора и саунд-продюсера, – прим. автора ), он придумал этот проект годом ранее. Как оказалось, Piano Day не проводили в Москве. Тогда я решил провести его сам. Заручившись поддержкой администрации института, организовал первый Piano Day. Мы пригласили в гости талантливого композитора Кирилла Рихтера и положили начало фортепианной традиции на миэтовской сцене. С тех пор формат мероприятия сильно не изменился, разве что исполнителей стало больше.
Сейчас Piano Day в МИЭТе – основная площадка фестиваля в России. Сам фестиваль позволил обратить внимание широкой аудитории на моё творчество, и моя карьера начала развиваться. Начали поступать коммерческие предложения о выступлениях и участии в проектах. Piano Day – это ежегодный оборот творческого колеса. С каждым проведением этого фестиваля в моё творчество добавляется что-то новое
– Что вас вдохновляет?
– Раньше я ссылался на внутренние ощущения и мысли. Всё чаще находил, что меня вдохновляют люди – их стремления и желания. Со временем я отошёл от этой мысли и пришёл к тому, что в творчестве меня вдохновляет музыкальная идея. Любая гармония или мелодический рисунок может стать началом для хорошего произведения. Сейчас всё свелось к тому, что я постоянно ищу новые идеи. Будь то гармонические сочетания на одном инструменте или сочетания нескольких, приёмы со звукоизвлечением или интересные клавишные инструменты, которые в своей основе представляют фортепиано, но на деле имеют много «примочек» внутри себя, сильно меняющих звук.
Справка:
Неоклассицизм – музыкально-исторический термин для обозначения направления в академической музыке XX века, представители которого имитировали стиль музыкальных сочинений XVII–XVIII веков.
Неоклассика – популярное обобщение лёгкой инструментальной и фортепианной музыки XXI века.
Мария Чудакова