ЧТО ТАКОЕ КИБЕРСПОРТ?
Первой киберспортивной дисциплиной считается шутер Doom 2, который вышел в 1993 году. Его правила были просты – беги, стреляй. Победить может лишь одна команда. С тех пор киберспорт разросся. В него вошли MOBA (Multiplayer Online Battle Arena), стратегии, гонки, файтинги и другие, более узкие жанры. Даже у Farming Simulator 2019 есть поклонники и чемпионат с фондом в 250 000 евро. Чтобы определить, может ли игра стать киберспортивной дисциплиной, условно есть два основных критерия. Во-первых, результат сражений должен как можно меньше зависеть от случайностей, удачи и прочих непредсказуемых величин. Во-вторых, ни одна из сторон не может иметь преимущества над другой на старте. Все элементы игры должны быть сбалансированы. Однако даже если авторы создавали игру с прицелом на киберспорт, это не гарантирует игре успеха. Им предстоит привлечь в своё творение игроков, зрителей и деньги. Более того, уже после выпуска разработчики выпускают дополнения и меняют игровой процесс, чтобы он не наскучил игрокам.
СТИПЕНДИЯ ЗА КИБЕРСПОРТ
В разных вузах к киберспорту относятся по-разному. Пионером в плане лояльности можно считать университет ИТМО. В нём сборная существует с 2014 года. В 2018 году вуз ввёл стипендию в размере 10 000 рублей за успехи в киберспорте. Её могут получить пять абитуриентов, которые набрали больше 250 баллов по ЕГЭ и достигли значимых успехов в киберспорте. Игроки старших курсов могут участвовать в конкурсе на повышенную спортивную стипендию, если учатся без троек.
ГДЕ ЖЕ ТУТ СПОРТ?
В обычном спорте атлеты соревнуются либо в силе, гибкости и ловкости, либо в умении играть в команде. В обоих случаях физическая форма участников – это краеугольный камень. Киберспорт не о том. В нём важнее скорость реакции, рефлексы и смекалка. Киберспортсменам не нужны специальные тренажёры и спортивные базы, поэтому тренироваться и играть они могут везде, где есть компьютер. Несмотря на все отличия, спортсмены и кибератлеты имеют и много общего. Последние проводят сотни часов за играми, оттачивая каждое действие до автоматизма. Часто в профессиональных командах есть тренеры. Игроки участвуют в онлайн-турнирах и крупных офлайн-состязаниях (LAN-турниры). Самые масштабные собирают тысячи болельщиков на стадионах и миллионы зрителей в сети. В турнире The International 2018 по Dota 2 команды сражались за рекордные 25,5 миллиона долларов. В киберспорте нет единой системы турниров. Нет и организации вроде UEFA в футболе, которая обеспечивала бы слаженную работу индустрии. С одной стороны, это даёт разработчикам и организаторам соревнований свободу творчества. С другой, разобраться во всех лигах, турнирах и прочих деталях стороннему наблюдателю будет сложнее, чем в традиционном спорте. От старшего брата киберспорт перенимает и негативные качества вроде допинга. Впервые о нём заговорили в 2015 году. Тогда пресса узнала, что участники использовали стимуляторы, повышающие концентрацию и подавляющие волнение, во время турнира ESL One Katowice 2015. С тех пор в киберспорте появились допинг-пробы. Под запретом оказались разные, в том числе и наркотические, вещества, которые киберспортсмены употребляли раньше. Эти препараты не выводили игрока на новый уровень, но позволяли концентрироваться и реагировать на 5-10% лучше, что давало преимущество в игре с равным по силе противником. Допинг-контроль проводит Всемирное антидопинговое агентство (WADA).
И ДЛЯ КОГО ВЕСЬ ДВИЖ?
С видеоиграми знакомы многие. За рубежом аудиторию видеоигр, в том числе и киберспорта, исследуют с разных сторон. Например, The Washington Post выяснилa, что киберспорт смотрит 58% американцев. В России наиболее полные исследования проводит компания Mail.ru. Согласно им, на 2017 год в нашей стране 23 миллиона людей были причастны к киберспорту. Это 15% населения. Три четверти из них младше 24 лет. На вопрос «Для чего вы играете?» 83% ответили, что это помогает им расслабиться. Каждый десятый опрошенный вообще не играет, а только смотрит трансляции турниров. По гендерному признаку всё более однозначно. Девушку в киберспорте встретить так же просто, как и мамонта в пустыне. 95% аудитории киберспорта – мужчины. Конечно, существуют и женские команды, и турниры среди девушек, но внимание к ним остаётся на стабильно низком уровне.
А ЧТО У НАС?
Россия первой в мире признала киберспорт в 2001 году, но пять лет спустя первой же в мире исключила из перечня видов спорта. Это случилось как из-за бюрократических проблем, так и из-за слабой развитости дисциплины в целом. В 2016 году Министерство спорта России вновь внесло киберспорт в реестр официальных видов спорта. Это значит, что теперь на развитие спорта выделяют средства из бюджета, игроки могут получить по нему спортивный разряд, а спортивные организации – проводить региональные и всероссийские первенства. В МИЭТе первые киберспортивные команды появились в 2015 году и сейчас образуют клуб MIET E-Sport. О грядущих соревнованиях и киберспорте в вузе мы поговорили с менеджером сборной Валерией Пéтрович (ТБ-21).
– Как устроен клуб?
– В МИЭТе есть сборные по CS:GO, Dota 2, Hearthstone, Warface и Artifact плюс вторые составы на случай, если у основных игроков возникнут проблемы (например, их отчислят). Коллективов по другим играм нет, так как нет крупных студенческих соревнований по ним. У команд есть чёткий график тренировок, они готовятся к турнирам и играют не только в удовольствие, но и на результат. Бывают как онлайн-этапы, так и LAN-турниры в Москве.
– В каких турнирах играете?
– Сейчас мы участвуем во всероссийской (ВКСЛ) и московской (МСКЛ) студенческих лигах. На Москву по Dota 2 мы выставили два состава. На Hearthstone – четырёх игроков. Причём трое из них из ПМ-21, видимо, логика хорошо развита. В ВКСЛ есть наши команды во всех дисциплинах. В Dota 2 у нас наиболее сильный состав: Лев Кичигин (П-21) – топ-700 в рейтинге Европы, а Семён Смирнов (ИКТ-11) и Тимур Базаров (ЭН-15) входят в топ-3000 рейтинга. В Hearthstone на высоком уровне играет Константин Беспалов (ПМ-21). Во второй половине года будет онлайн-турнир от Mail.ru и ещё один от Федерации киберспорта Москвы. Планируем участвовать и в них.
– Участвует ли администрация вуза в жизни клуба?
– Нам помогают с документами, оформляют «служебки» игрокам на дни турниров. Если пройдём достаточно далеко в лигах, думаю попросить «мерч» для клуба, но сейчас говорить об этом рано.
– Как стать участником сборной?
– Каждую осень мы проводим внутривузовские турниры и приглашаем самых сильных игроков в команду. Сейчас турнирный сезон уже начался, поэтому присоединиться к сборной не получится. Ждём в следующем году всех желающих. Об отборочных турнирах в сборную мы напишем в нашей группе: vk.com/miesport.
***
Говорить о том, что киберспорт конкурирует с традиционными видами спорта на равных, пока рано. Он отстаёт в плане финансов и по числу просмотров. Так, трансляцию только чемпионата мира по футболу посмотрело больше людей, чем трансляции всех крупных киберспортивных турниров вместе взятых в 2018 году (190 млн часов просмотра против 5,5 млрд часов). В то же время эксперты сходятся во мнении, что индустрия растёт очень быстро. Можно только гадать, насколько киберспорт будет популярен через несколько лет.
Павел Николенко