Хотя Зеленоград считается одним из самых чистых районов столицы, его показатели могут ухудшиться при отсутствии должного внимания. О способах разделения мусора и экологических движениях МИЭТа «ИНверсии» рассказала доктор технических наук, заместитель директора по образовательной деятельности института перспективных материалов и технологий Елена Александровна Севрюкова.
Фотограф: Никита Потримайло
– Есть ли смысл в разделении бытовых отходов?
– Да. Целесообразно не массовое строительство мусоросжигательных заводов, а именно раздельный сбор ТКО – твёрдых коммунальных отходов. Успех такого подхода зависит от готовности жителей области и властей. Власти, устанавливая по городу контейнеры для раздельного сбора, должны закладывать деньги не только на пропаганду и поддержку активистов, но и на организацию системы управления отходами в целом. У многих возникает вопрос: «В чём смысл, если весь тщательно разделённый мусор вывозится в одной машине?». У властей обычно нет времени объяснять, что на ленте мусоропереработки всё вновь сортируется. Просвещение должно быть адекватным.
– В феврале этого года в Зеленограде появились контейнеры-«колокольчики». Их тоже поставили для разделения ТКО?
– Новые эко-контенейры, принадлежащие ГУП «Экотехпром», установили по поручению Департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы для раздельного сбора мусора. Пары ярких колоколообразных бачков можно увидеть на площади Юности за кинотеатром «Электрон», в лесопарке 4-го микрорайона, рядом с Парком Победы и в других местах. Согласно госконтрактам, где содержится информация о закупках, – контейнеры нужны для проведения эксперимента. С помощью контейнеров москвичей хотят приучить к раздельному сбору, а пока они не приучены, всё содержимое бачков отправляется на свалку. «Колокольчики» существенно отличаются по форме от контейнеров ООО «МСК-НТ» (компания, которая обеспечивает вывоз мусора и экологически безопасную утилизацию твёрдых коммунальных отходов, – прим. автора). Эта компания уже несколько лет презентует на различных мероприятиях экологической направленности в Зеленограде.
– В чём самая большая проблема мусоросжигательных заводов?
– В том, что мы нарушаем федеральный закон от 30.12.2008 N 309- ФЗ «Об отходах производства и потребления». Мы выбрасываем всё, что можно и нельзя. Самый главный минус мусоросжигательного завода заключается в том, что идёт огромный расход кислорода воздуха: 5-6 тысяч кубов с одной тонны сжигаемых отходов.
– Расскажите об активистских экологических движениях Зеленограда и МИЭТа.
– В Зеленограде множество интересных движений и все направлены на экологическое просвещение. Студенты направления подготовки «Техносферная безопасность» регулярно принимают участие во Всероссийском форуме экологического движения «Чистые Игры», который координирует представитель Молодежной палаты района Старое Крюково Конкордия Дружинина. Добровольное движение «Мусора. Больше Нет» и организация «Эко-Z» также взаимодействуют с нашими студентами. В вузе руководитель молодёжного инновационного центра МИЭТ Дмитрий Огородов курирует сбор батареек, макулатуры, акцию «Добрые крышечки». Регулярно проводит рассылку по экологическим форумам, фестивалям и другим мероприятиям. МИЭТ стремится стать «зелёным» вузом как это сделали другие.
– Какие изменения ожидаются в сфере мусоропереработки в нашей стране?
– В январе 2018-го в России утверждена «Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». За 12 лет отрасль должна быть сформирована по мировому принципу 3R: reduce – снижение потребления, reuse – повторное использование, recycle – переработка отходов). Финансирование мероприятий Стратегии оценивается в 5 млрд рублей. Ожидается, что к 2030 году:
• объм образования отходов снизится на 8,8%;
• доля утилизированных и обезвреженных отходов вырастет до 86%;
• количество производств по утилизации и обезвреживанию увеличится до 226 (с шести, функционировавших в 2016-м); • вклад отрасли в ВВП РФ составит 0,11% (вместо нынешних 0,08%).
– В какую сторону идёт индустрия переработки мусора в мире?
– В Швеции на свалки попадает только 1% отходов. Граждане и частные компании занимаются раздельным сбором мусора, а муниципалитеты доставляют его на перерабатывающие и мусоросжигательные заводы. В Японии из отходов строят искусственные дороги и острова. На таких островах, например, расположены два международных аэропорта. А в 2020 году мусорный остров станет одной из площадок, где пройдут Олимпийские игры. Как считают эксперты, власти забывают о важном участнике процесса утилизации отходов – гражданине. Во многих государствах за незаконный выброс мусора наказывают, например, в Японии, можно сесть в тюрьму. Сейчас в России перерабатывается только 5% отходов. У нас предлагают начать хотя бы с разных тарифов за вывоз мусора – для тех, кто собирает его раздельно, и тех, кто об экологии не заботится.
– В январе этого года президент подписал указ о создании Российского экологического оператора (РЭО). Для чего он нужен?
– Изначально приняли решение ограничиться созданием в каждом регионе оператора по переработке ТКО. Теперь стало понятно, что их работу необходимо координировать и контролировать централизованно. Экологический оператор займётся формированием комплексной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в том числе будет приобретать здания, специальную технику и оборудование по обработке и утилизации отходов. Главная цель создания компании – реализация национального проекта «Экология». На новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами сейчас перешло уже большинство регионов. Компания будет осуществлять выкуп земельных участков для размещения объектов капитального строительства, необходимых в этой области. Более того, организация будет приобретать имущество, в том числе здания и сооружения, оборудование по обработке, утилизации отходов и специальную технику.
Мария Трашко