«ИНверсия» побеседовала с выпускницей МПиТК’15 Дарьей Орловой. Инженер по тестированию поделилась своей историей, рассказала, где интровертам хорошо и какие подводные камни хранит «Яндекс».
ЧЕРЕДА СОВПАДЕНИЙ КАК ПУТЬ В ТЕХНИЧЕСКУЮ СФЕРУ
Мой папа, инженер-электронщик, постоянно что-то чинил, собирал или ломал. Когда я видела романтичные кусочки канифоли и все эти красивые детальки, думала, что мне обязательно нужно в них разобраться. Я любила математику. Закончив школу с отличием, поступила вначале в бакалавриат, после – в магистратуру МИЭТа на ВМ-1. На четвёртом курсе был предмет «промышленное программирование». Лучших в нём отправили на собеседование в CQG (компания по разработке программного обеспечения для биржевой и финансовой деятельности – прим. автора). Не скажу, что у меня была цель попасть туда. Я хорошо училась и так совпало, что мне предложили. Сказала: «Ну давайте!». Из 40 лучших студентов меня и ещё одну девочку приняли на стажировку. В компании проработала два года. После была череда переездов, жила за границей, вернулась. Трудилась секретарём месяц, преподавала на курсах подготовки к ЕГЭ. Потом случайно попала в «Яндекс», где была программистом до прошлого года. Теперь я тестировщик.
ЗАБОТЛИВОЕ МЕСТО
В «Яндекс» я пришла на собеседование, чтобы «нашпионить» вопросов и заданий. Сделала это для молодого человека, который мечтал туда устроиться. Я ни на что не рассчитывала. Решая задачи, ощутила, как мне помогли институтские знания. Особенно те, что дал профессор кафедры ИПОВС Виктор Дмитриевич Колдаев. После трёх этапов собеседования меня пригласили на стажировку программистом. Первое слово, которое ассоциируется с работой в «Яндексе» – доверие. Компания доверяет сотрудникам и многое для нас делает. «Яндекс» – очень заботливое место для работы. Нам разрешено приводить друзей в гости, у нас есть библиотека, в которой можно свободно брать книги, бесплатная еда (многие люди полнеют, когда начинают тут работать), тренажёрный зал, душ в офисе, диван, где можно поспать. Только приходи в офис и там всё делай. Ещё можем приходить и уходить, когда хотим, но из-за этого в работе бывает бардак: никак не могу своего менеджера застать. Я ухожу, а он только пришёл.
РЫБА В ВОДЕ
Мне приятно быть девушкой в IT-сфере. Я за равенство, но мне нравится, что меня выделяют из коллектива: я не суперспециалист, но особенный работник. В IT в основном интроверты, а я нет. Поэтому у меня «трагедия». Я днями сидела за компьютером. Всё, что говорила коллегам, было «привет» и «пока». Затем поняла, что не могу так. Работа программиста творческая, и нельзя сказать, что скучная. Но я хотела больше общаться с людьми. Поэтому решила уменьшить градус программирования в своей работе и пошла в инженеры по тестированию. Надо интересоваться программированием и технологиями, любить это. Даже если у человека не хватает знаний, чтобы всё получилось, желание перевешивает. Интерес решает. Во мне его маловато. Мои коллеги приходят домой и начинают программировать для себя. Потом ложатся спать и им снится код. По дороге на работу читают статью об алгоритмах. Естественно, они растут профессионально быстрее, чем я. Однако, приходя домой, я занимаюсь чем угодно, но только не этим. Некоторых же ребят перетягивает в техническую сферу так, что они теряют связь с внешним, часто нелогичным, миром.
ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ
Будучи тестировщиком, я больше общаюсь с людьми: с одной стороны менеджеры, с другой разработчики. Мы – «переводчики» с человеческого языка на технический. Трудимся над тем, чтобы всем всё было понятно. Часто встречаю людей, которые говорят: «Это – отстой». Но мне нравится моя работа, это самое главное. Особенность есть у профессии – недовольство со стороны разработчиков. Программист делает задачу, приносит мне, я проверяю, нахожу ошибки и прошу переделать. Кому это приятно? Поэтому тебя не будут любить все подряд. Надо быть готовым к этому. Про менеджеров существует миф: у них мозгов не хватило идти в программисты. Если такое и случается, то происходит ужасное. Менеджеры объясняют клиентам что и почему делается, а программистам – что нужно делать, как и зачем. Для этого необходимо понимать технику и уметь хорошо общаться. Не любой человек сможет так работать. Это вариант для людей с техническим образованием, не готовых целый день писать код. Работа аналитика подходит студентам любой специальности при умении немного программировать и хорошей логике. Обычно это человек, который исследует область. У нас сотрудница-аналитик была лингвистом. Она работала над продуктом, направленным на обработку русского языка. Обозревая сферу и выделяя необходимые для этого проекта правила русского языка по падежам, склонениям и спряжениям, она писала код или говорила, как это правильно делать. Ближе к дизайну направление про удобство интерфейса пользователя. UX-специалист знает или выясняет, например, как удобнее расположить кнопки в окне программы, чтобы пользователь не промахивался мышкой. Сейчас меня интересует профессия «технический тренер» или «тренер по продукту». Допустим, разработали сложную систему, и нужен человек, который сможет описать её работу человеческим языком. Он должен научить сотрудников эксплуатировать её, провести лекцию, подготовить документацию. Какое бы хорошее программное обеспечение ни написали, если никто ничего не знает, толку от этого мало. Вот кем я хочу попробовать себя в ближайшее время. Через год возьмёте интервью?
Михаил Краснов