Space Apps Challenge – это международный хакатон от NASA, который проходит одновременно во всём мире и длится 48 часов. С 20 по 21 октября хакатон-комьюнити Russian Hackers провело его в Москве. Мы поговорили с участниками мероприятия – Романом Коротких (ЭКТ-24) и Александром Гарабаджиу (ЭКТ-28). По специальному решению жюри их разработка будет протестирована в космосе.
Фото из архива Russian Hackers
– Что из себя представляет хакатон? Как он проходил?
– А.Г.: Хакатон – соревнование разработчиков. NASA организует его ежегодно с апреля 2012 года, чтобы привлечь внимание к проблемам космоса, найти новые идеи и решения. В Москве хакатон проходит второй раз. Команды выбрали по одному кейсу и реализовали их за два дня (прим. редактора: кейсы – комплексные структурированные задачи). Нас контролировали менторы – давали советы или критиковали.
– Р.К.: В команде из четырёх человек мы зарегистрировались на кейс, связанный с Марсом – нашей задачей было создать сенсор, который можно использовать для исследования планеты. В пространстве коллективной работы, коворкинге «Точка кипения», мы поняли, что не сможем реализовать идею – не хватало времени, материалов и людей. Мы разделились и поменяли темы. Мероприятие проходило с 10 до 23 часов в субботу и с 8 до 17 в воскресенье. На ночь площадку закрывали, так как участвовали несовершеннолетние ребята.
– Какую тему вы выбрали в итоге?
– А.Г.: По тематике кейса нужно было создать автономное устройство с полезным функционалом, голосовым оповещением и автономным питанием. Мы сделали аппарат, который собирает данные с датчиков (например, температуру, освещённость, напряжение в бортовой сети корабля). При отклонении параметров до критического значения на экране должно появиться предупреждение об ошибке. Если ошибку не исправляют, то воспроизводится инструкция. Этим устройством управляет запрограммированный микроконтроллер.
– Р.К.: Аппарат универсальный – его можно использовать как на космических кораблях, так и в автобусах. От ранее созданных устройств оповещений наш прибор отличается дешевизной, компактностью и простотой конструкции.
– Какие ещё были представлены интересные разработки?
– А.Г.: участвовали с софтверными проектами (прим. редактора: софтверные проекты посвящены созданию программного обеспечения; хардверные проекты посвящены разработке устройств, приборов). Ребятам, которые представили видео про погребение через сожжение тела в стратосфере или запуск в космос, дали третье место за самый творческий проект. Они адаптировали имеющиеся снимки NASA и создали с помощью отредактированных изображений креативный ролик. Второе место заняла команда, разработавшая приложение «Пуск» с информацией о запусках ракет. Первое место досталось команде с проектом «Basic External Exploration & Registration» – летательным аппаратом для исследования космического корабля на наличие повреждений.
– Вам понравилась организация хакатона?
– А.Г.: Порадовало то, что там была нормальная еда – первое, второе, третье. На прошлых соревнованиях, в которых я участвовал, давали только пиццу или сэндвичи. Не понравилось то, что пришлось ночью ехать домой – на это ушло много времени.
– Р.К.: Сначала по ошибке некоторых участников не внесли в базу, поэтому у них были проблемы с получением еды. Тем не менее, мероприятие прошло отлично, организаторы создали располагающую к работе атмосферу.
– Как проходили презентация проектов и церемония награждения? По каким критериям оценивали работы?
– А.Г.: Мы представили проекты перед жюри и остальными участниками. После 15-минутного совещания, судьи объявили победителей и призёров. Критерии оценивания были размытыми из-за разнообразия деятельности специалистов – среди них были как сотрудники компании Here (картографическое производство), так и ребята, работающие в космической сфере.
– Р.К.: Жюри положительно рассматривало актуальные, полезные, качественно разработанные и хорошо представленные проекты. Многие ребята, у которых не сработали их устройства или приложения, даже не приехали на второй день.
– Сложно было реализовать идею? Какие ресурсы вам предоставили?
– Р.К.: Нам дали данные со спутников, но мы ими не пользовались. Мы без подготовки приехали в коворкинг, стали разрабатывать устройство. Это было несложно, но трудоёмко, поскольку нужно было постоянно проверять устройство и исправлять ошибки.
– А.Г.: До хакатона нам дали только темы, конкретики не было. Много времени ушло на выбор другого кейса. За сутки сложно спроектировать полноценно работающее устройство. Решили создать хардверный проект – Рома отвечал за работу с хардвером, подключением проводов, а я – за программную часть. Работали в разных «мирах». Без конфликтов.
– Что жюри сказало о вашем устройстве?
– Р.К.: Мы были рады услышать от них, что наш проект актуальный и интересный в плане реализации и технических возможностей. После обновления его, возможно, протестируют в космосе.
– Почему решили принять участие в хакатоне? Вам помогал кто-то из МИЭТа?
– Р.К.: С пятого класса, когда я научился паять, началась моя любовь к хардверу. Хакатон подарил шанс создать устройство в сфере космических разработок, которые всегда будут актуальными.
– А.Г.: Участие в соревнованиях – это хорошая возможность быстро развиваться в любой сфере. Я учусь всему постепенно, так как чувствую, что мало знаю. Начал заниматься программированием в институте. Про хакатон мы узнали от однокурсника, который часто посещает такие мероприятия. Нас заинтересовало то, что этот челлендж от NASA. Создатели проектов, которые одобрит NASA, получат крутые призы.
– Планируете продолжить работу над устройством?
– Р.К.: Нам предложили запустить этот проект в стратосферу. Перед этим мы поменяем часть схемы и добавим в устройство датчики и блоки, которые позволят ему работать в небе, не опасаясь внешних воздействий.
***
Желаем ребятам удачи в дальнейшей разработке проекта.
Анастасия Кан