2 декабря в ДК МИЭТа пройдёт Хоровой конгресс. Татьяна Анатольевна Федотова, художественный руководитель и дирижёр Хора МИЭТа, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и управления проектами, побеседовала с «ИНверсией» о концерте и хоровом искусстве.
Фото из личного архива Т.А. Федотовой
– Татьяна Анатольевна, почему конгресс?
– В этом году наше традиционное мероприятие официально называется «Межрегиональный хоровой конгресс». Его реализуют на грантовые средства Федерального агентства по делам молодежи при поддержке Роскультцентра. Это не фестиваль, не конкурс. Хоры не соревнуются, не конкурируют, не пытаются быть в чём-то лучше других. Наоборот, это дружеское собрание. Коллективы слушают друг друга, поддерживают. Хвастаются достижениями и умениями, мастерством. Поэтому вот такое необычное название.
– Зачем идти на концерт?
– Мы стараемся показывать очень разнообразную программу. Наш своего рода девиз – «Хор это не скучно». В понимании многих, хор – это что-то неподвижное в течение двух часов. У нас не так. Мы стараемся делать программы в том числе с движениями. В прошлом году, например, пели попурри из песен Queen. Мы приглашаем на наши мероприятия интересные коллективы, которые показывают разные грани хорового искусства. Обязательно будет и классическая музыка: Моцарт, Бах, русские композиторы. Исполним и хоровые обработки песен современной эстрады. Стараемся заинтересовывать разными подходами. Публике это нравится.
Об участниках мероприятия можно узнать по ссылкам vk.com/zelkongress, сhormiet.ru.
– Сколько лет конгрессу?
– Он проходит уже седьмой год. Первый провели в 2011 году. Тогда приехал хор Бориса Тараканова (многие музыканты знают известный нотный архив дирижёра), участвовали хор «Ковчег» из Зеленограда и Академический хор Московского авиационного института под управлением Татьяны Кониной. Вот таким был наш первый конгресс.
– Чья это была инициатива?
– Инициатива была нашего хора, а эти четыре коллектива поддержали нас и приехали на встречу.
– Зачем существует конгресс?
– Конечно, нам нравится выступать в МИЭТе. Кроме того, хочется встретиться с другими руководителями, наладить общение между коллективами. Обязательно каждый год на конгрессе есть несколько вузовских хоров. Такая молодёжная дружба между вузами получается.
– Перед выступлением другие хоры репетируют в МИЭТе?
– Да, мы даём время для репетиции, чтобы хоры попробовали акустику нашего зала. Отличительная особенность мероприятия – в конце мы обязательно поём сводным хором. Обычно это четыре коллектива, а в этом году – девять. Пока не знаю, как мы разместимся, но что-нибудь придумаем! Поэтому, конечно, перед концертом все собираются, встают на сцену, репетируют с дирижёром.
– Что для вас хор?
– Что для меня хор?.. Это, наверно, моя жизнь, моя семья. Собственно, семья моя была здесь и создана – мой муж тоже из хора. Так что это для меня не просто слова.
Многие находят в хоре друзей. Мы всегда собираемся на праздники, стараемся отмечать их все вместе. Когда мы работаем на репетициях, это всё равно какое-то единение душ. Обязательно всю эту дружескую атмосферу дополняют поездки, гастроли. Хотим и в этом творческом сезоне куда-нибудь выбраться. Это отдельный вид сплочения коллектива, когда люди круглые сутки находятся вместе. Могу сказать, что результат очень успешный [тут Татьяна Анатольевна смеётся]. Есть семьи, которые созданы благодаря хору МИЭТа. Это всегда очень радует. Как-то вдохновляет.
– Хор МИЭТа бывал за границей?
– Были в Эстонии, в Германии. Правда, это было уже давно, в 2006 году. Из недавних заграничных поездок у нас Белоруссия в 2014 году. Взяли диплом за лучшее исполнение белорусской народной песни.
– Какой?
– «Купалинка». Мы её делали с инсценировкой, с движениями. Девочки сами сплели веночки. В общем, на белорусской земле очень понравилось наше исполнение.
– Кто оплачивает поездки?
– Обычно МИЭТ помогает, хоть немножко. Ректорат всегда поддерживает, когда может, потому что студентам, конечно, нелегко. Мы благодарны ректорату, дирекции Дома культуры МИЭТа.
– Какая сейчас самая большая проблема хорового искусства в России?
– На мой взгляд, малоинформированность. Все, кто приходит на концерт, всегда очень довольны. Главное – дойти и узнать о том, что такое мероприятие проводят. Действительно, мешают развиваться проблемы менеджмента и маркетинга. Как преподаватель кафедры маркетинга, могу это профессионально заявить!
– Что нужно, чтобы вступить в хор МИЭТа?
– Это абсолютно бесплатно. Необязательно заканчивать музыкальную школу. Чистая интонация, конечно, только в плюс. Надо хотеть, ходить, не пропускать репетиции. Тогда у человека всё получается, он развивается, становится солистом и очень хорошо себя чувствует в хоре.
Мария Деменева