В университете есть место, где бывают все: и студенты, и преподаватели, и другие сотрудники МИЭТа. Конечно же, мы говорим про столовую. Корреспонденты «ИНверсии» отправились на экскурсию, и выяснили, как столовая устроена изнутри, откуда берётся меню, и можно ли на него повлиять.
Фото: Сергей Игнатов
Сейчас в цехах идёт переоборудование и ремонт, но директор столовой Тамара Петровна Стасенко нашла время показать всю столовую изнутри. К нам присоединилась Наталья Семёновна Подсоха, заведующая производством и автор меню всей столовой. Надевать белые халаты перед экскурсией нас не заставили, – «Вы наши студенты, мы вам верим», – улыбаясь, говорит Тамара Петровна.
– Скажите, а какие у вас вообще есть цеха?
– У нас есть все, потому что производство большое. Холодный, горячий, пирожковый…
– Именно пирожковый? Я думал, это называется пекарней.
– Нет, у нас именно пирожковый, – настойчиво говорит Наталья Семёновна, – внизу кондитерский и мясной цеха, ещё есть посудомоечная.
– А готовите из чего?
– Мы делаем всё сами, у нас нет никаких привозных полуфабрикатов.
Холодный цех
Тут мы подходим к холодному цеху. В нём готовят все блюда, которые не нуждаются в термической обработке, например овощные и фруктовые салаты.
– А сколько вообще существует миэтовская столовая? – поинтересовались мы, пока фотограф снимал вазочки с фруктовым салатом.
– Сколько МИЭТ существует, столько существуют и наши цеха.
– То есть открылись они все сразу?
– Конечно, здесь была очень большая столовая. Я в то время не работала, – говорит Тамара Петровна, – здесь было очень много студентов, поточные линии были другие, залов было меньше.
– Наверное, очереди были ужасные?
– Было немного по-другому. Такого выбора, как сейчас не было – были комплексные обеды, а сейчас студенты как в ресторане – берите всё, что хотите.
Горячий цех
По коридору мы перешли в горячий цех – его можно частично увидеть с раздачи столовой. Нас сразу же обдало запахом жареного мяса и овощей. В горячем цеху готовится большая часть меню столовой – в нём варят, тушат и жарят продукты. «Вот, посмотрите, люди стоят с половины седьмого и до конца работы», – говорит Тамара Петровна. Мы прошли немного дальше, где повар жарил отбивные на большой сковороде. «Посмотрите, с какой любовью он относится к этому, – улыбаясь, сказала Тамара Петровна, – и улыбается всегда», – на этом моменте повар и правда начинает широко улыбаться.
– А как вы разрабатывали меню? Вы учитывали пожелания студентов? – поинтересовались мы.
– Когда-то был опрос, но, конечно, это заслуга Натальи Семёновны – такой ассортимент.
– У нас практически стандартное меню для студенческих столовых, – вставляет своё слово Наталья Семёновна, – но мы добавляем какие-то сезонные продукты, например голубцы или фаршированные перцы. Когда мы разрабатывали меню, к нам приходили из профкома с пожеланиями. Раньше, почему-то больше любили котлеты, а теперь хорошо берут здоровую пищу. Если у вас есть какие-то пожелания, мы только рады их услышать, мы же здесь ради вас работаем.
«Пирожковый цех»
Мы плавно перемещаемся из горячего цеха в «пирожковый». «В принципе, здесь маленький цех у нас. Здесь идёт ремонт, мы хотим поставить печки другие, так что всё развитие в перспективе. Важно не путать этот цех с кондитерским, – поясняет Тамара Петровна, – тут делают пирожки, «рябушку», пиццы.
На этом месте Наталья Семёновна с нами попрощалась и ушла по своим делам. Дальше шли в сопровождении Тамары Петровны. Пока мы спускались по лестнице, мы решили ещё немного расспросить про ремонт:
– А давно у вас ремонт идёт?
– С августа. Мы готовимся, ремонтируем каждый год.
Когда мы подходили к самой сладкой точке экскурсии, Тамара Петровна ещё раз подняла тему комплексных обедов:
– В прошлом году, кстати, были комплексные обеды от профкома. Стоили 150 рублей – это первое, второе, компот и хлебушек. Они исчезли, потому что было слишком мало желающих – человек по 10-15 за день.
Но сейчас, как мне кажется, такое делать несерьёзно, люди более требовательные. Так что не думаю, что они были бы востребованы.
Кондитерский цех
Вот мы и добрались до вишенки на торте нашей программы. Ещё на подходе к кондитерскому цеху мы услышали шум агрегата, который мы сразу окрестили бетономешалкой. В самом цеху нас снова окружили вкусные запахи, но на этот раз пахло свежей выпечкой. При нас в кондитерской глазировали «бруснички» и ромовые бабы. Нам даже дали взглянуть на ещё пекущиеся булочки с корицей – но только ненадолго, как раз чтобы успеть сделать аппетитное фото. Булочки с корицей, кстати, очень редкое явление – в большинстве вузов их не найдёшь. В соседнем помещении из большого холодильника выглядывали разноцветные тортики. «Все булочки мы делаем сами. У нас вообще нет привозных полуфабрикатов, – ещё раз упоминает Тамара Петровна, – кондитерское меню, в отличие от основного, мы разрабатываем полностью самостоятельно. Вот такое полотно!»
В следующем помещении мы увидели несколько громадных печей.
– Сейчас у нас работает одна печь, но через месяц мы все переделаем и подключим вторую печку, – говорит Тамара Петровна.
– А вы справляетесь?
– Пока да, но собираемся оптимизировать производство.
В это время мы неспешно идём на выход и решаем задать все незаданные вопросы:
– Куда идут продукты, которые остаются?
– Всё согласно срокам реализации. Вообще, конечно, продукция списывается, но к вечеру, как правило, ничего не остаётся. Иногда вчерашнюю выпечку продают за полцены.
– Почему выросли цены?
– Потому что подорожало сырье.
– А почему качество изменилось?
– В какую сторону?
– Я уже несколько раз замечал, что еда стала другой, – подмечает наш фотограф, – Может, изменился коллектив поваров или поставщики?
– Нет, ничего из этого не менялось.
– Что делать, если студенты недовольны качеством какого-то блюда?
– Так не нужно об этом молчать! Обо всех проблемах с едой нужно говорить! Либо сразу мне, либо через профком. Качество должно быть вкусным. Повара не менялись, поставщики у нас хорошие. Бывает так, что в партии что-то не то, но мы это видим и что-то придумываем. Я же все сама пробую, но спасибо, что сказали, мы это учтём. Прямо сейчас схожу и поговорю.
– Вот так сразу?
– Ну да. Если у вас есть вопросы, нужно сразу приходить и разговаривать. Вы пойдёте завтра в жизнь! Все проблемы нужно решать за круглым столом сразу же, как и в семье.
Мы совсем не заметили, как оказались около раздачи, и это натолкнуло нас на ещё один вопрос:
– Можно ли платить картой?
– Да, везде можно. Но лучше не телефоном и не часами – от них система начинает тормозить, и очередь долго стоит. Так что лучше расплачиваться наличными.
Вот так незаметно и пролетел целый час, как мы ходили по цехам столовой. Мы пошли по своим делам, а Тамара Петровна по своим. Напоследок она ещё раз сказала, что ждёт всех желающих с предложениями по поводу меню. Учитесь хорошо, кушайте вкусно, читайте нас чаще.
Александр Луканов
Лена Кордобовская