В рамках Недели IT прошла лекция Алексея Макеева – выпускника МИЭТа 98-го года, партнера компании «Неофлекс» и основателя стартапа SelectOne. Корреспонденты «ИНверсии» запомнили, куда и зачем устраиваться, какие навыки развивать и чего ожидать от работы.
На протяжении 20-ти лет Алексей работет в IT-сфере. Начав рядовым сотрудником, сейчас он является сооснователем компании. За его плечами множество должностей и ещё больше опыта. Этим опытом Алексей делился в рамках своего выступления.
Как найти идеальную работу
«Когда вы устраиваетесь на работу, нужно понимать в какую компанию вы приходите и чем она занимается. Важно и учитывать стадию разработки её основного продукта. У каждого этапа есть плюсы и минусы.
Например, с нуля: очень интересно создавать проект и чувствовать свою причастность. Только вы определяете, как будет функционировать та или иная вещь. Но есть риск: проект может не пойти, и тогда вы потратите время впустую.
Успех компании – это постоянная гонка: вывод и придумывание новых идей, новых товаров. И самое важное в ней – создание команд, ведь именно люди будут создавать продукты. Получается, чтобы найти интересную работу, надо найти свою гонку и встроится в неё. Вопрос: какая гонка ваша? Ответ: интересная. Можно рационализировать, смотреть графики Доу-Джонса, наблюдать как растут акции у компании, которая занимается кибербезопасностью: «уж мне там точно что-нибудь перепадёт». Но человека нельзя заставить заниматься тем, что ему неинтересно.
Интерес должен быть неподдельный: как у ребёнка, который бежит за мыльными пузырями. В жизни и работе надо получать такое же удовольствие от выполненных задач.
Если мы вводим такое понятие, как интерес, давайте разложим его на составляющие. Он состоит из трёх частей: эмоциональной, предметной и материальной. Хорошая работа должна содержать все три части. Предмет должен нравиться эмоционально, вы должны быть заинтересованы в его сути, а труд должен приносить прибыль.
Кто такой идеальный сотрудник?
Мой опыт в IT – двадцать лет. Я руководил большими коллективами. Предметно: аналитиками – я сам аналитик, разработчиками – не будучи им, создавал отдел тестирования. Были очень разные кейсы (комплексные структурированные задачи – прим. редактора), но я вывел формулу с которой многие соглашаются: вовлечённый и увлечённый.
Увлечённый – тот, кому интересно. Вовлечённый – это карта с другой стороны: зависит больше от работодателя, чем от сотрудника. Этими характеристиками сильно обусловлена производительность: заинтересованный сотрудник может сделать за час то, что другой сделает за день.
Когда человек приходит на работу в позиции «младший специалист», возникает парадокс. Большинство молодых сотрудников не удерживается на первой работе, так как они не вовлечены. Они предоставлены сами себе, в то время как в них нужно вкладывать знания. Есть статистика по тому, что делает сотрудников вовлечёнными
За что платят?
Есть такая бизнес-аксиома: «доллар тому, кто придумал, десять – тому, кто сделал, сто – тому, кто продал». Идея, которую не проверил клиент, называют галлюцинацией. У всех есть идея, которая принесёт миллионы долларов. И она гениальная – она ведь ваша. А дальше наступает жизнь. Вы рассказываете о ней в баре кому-нибудь: «Я придумал такую классную штуку, давай замутим стартап и заработаем кучу денег». И тут следующее: либо вы её вообще не продадите своему товарищу, либо у вас будет групповая галлюцинация – такое тоже бывает.
Десять тому, кто сделал. «Гостья из будущего» смотрели? У Алисы был миелофон – его идея гениальна. Но сделать мы его пока не можем. Поэтому вопрос создания намного важнее, чем идея. У Альберта Эйнштейна был свой математик, чтобы обсчитать теорию, так как сам Эйнштейн этого не мог. Также мыслит и работодатель.
Продать в IT – это самое сложное. Потому что чаще всего вы продаёте не физическую вещь, а сервисы или, если повезёт, софт.
Вы пользуетесь сервисом или услугой, чтобы полечить зубы. Вам нужно выбрать зубного врача: как вы это сделаете? Будете ходить к каждому и говорить: «Ну давай попробуем чуть-чуть. Если мне понравится, я потом к тебе приду». Вы так без зубов останетесь. Поэтому услуга по большей части основывается на ощущении доверия. Вы у друга спросите где он зубы лечил, и он вам скажет: «Вот там классный врач, иди туда». И вы пойдёте туда. Получается друг вам продал этого врача. А тот врач даже знать не знает, но он один раз сделал хорошо работу. И если вы хотите идти дальше по карьерной лестнице, то вам надо будет продавать, а продавать – это влиять.
Продажа – это влияние
Сначала вы можете делать что-либо сами. Например, программировать. Квалификация повышается и вы делаете всё более сложные вещи. Однако вы всё ещё отвечаете исключительно за свой результат. Ваша работа лежит в плоскости профессиональных навыков.
Вы начинаете управлять командой и становитесь тим-лидером разработки. В вашем подчинении пять-десять человек. Тут вы начинаете приобретать управленческие навыки. Вдобавок вам нужны и личностные навыки, которые обеспечивают эффективную работу каждого члена группы. Классическая ситуация: вы узнаёте в пятницу, что команду нужно вывести работать в выходные. Чаще всего на это нет материальных ресурсов, поэтому вам нужно повлиять – здесь и проявляются личностные навыки.
Дальше вы становитесь руководителем отдела. Я лично знаком с человеком, который управляет логистическим отделом «Магнита». В компании работает 40 000 человек. Этот управляющий развил свои личностные навыки настолько, что он способен организовать работу, пусть и не напрямую, всех этих людей. Нужные ему качества лежат уже не в профессиональной области: он может быть экспертом в логистике, или IT, или банковской сфере.
Ещё дальше начинается самое сложное: когда человек выходит за рамки своей организации. Например, нужно поехать в Дубай, найти заказчика в банковской отрасли и продать ему проект. Тут у него были подчинённые, а теперь надо найти человека, которому нужно то, что у вас есть (или то, над чем вы работаете) и как-то на него повлиять. Вот поэтому сто долларов тому кто продал, потому что продать – в сто раз сложнее. Это очень непростая задача, для которой нужен развитый эмоциональный интеллект.
Станислав Блиндовский