В ночи пост-рокер, днём… Кто знал о том, что директор института МПСУ Алексей Переверзев в свободное время играет в составе музыкальной группы Artificial Waves. Он рассказал «ИНверсии», почему творить сложно и как совмещать любовь к музыке с профессиональной деятельностью.
Фото: Юлия Пискарёва
– Как появился коллектив Artificial Waves и его название? Как пришли к тому, что делаете сегодня и сейчас?
– Мы все познакомились в МИЭТе: ребята поступали в магистратуру, а я работал профессором на кафедре вычислительной техники. Чётких планов создать группу и играть пост-рок у нас не было. Были кое-какие инструментальные наработки, которые решили опробовать живьём, поимпровизировать, приятно провести время в музыкальной атмосфере. Дальше появилось своё видение музыкального направления. Репетиции стали регулярными, пришлось придумать образовавшейся группе название. Не помню, какие еще были варианты: кажется, название родилось сразу – «Artificial Waves». Англоязычный вариант выбрали, потому что пост-рок популярен за рубежом, хотелось и там найти слушателей. Кстати, судя по статистике Bandcamp (сервис для популяризации инди-исполнителей, – прим. ред), где можно скачать все наши альбомы, основная масса наших слушателей не из России.
– Что сподвигло вас создавать музыку такого типа?
– Обычно наш стиль называют post-rock, post-metal, но мы, конечно, не пытаемся себя ограничивать этими категориями. В детстве кроме рока слушал много гитарной инструментальной музыки, поэтому появлялись композиции с доминирующими гитарными мелодиями, с претензией на технику исполнения. Позже я стал спокойнее относиться к количеству нот в единицу времени. Да и в целом появился интерес к композициям, которые создают особую атмосферу при относительной простоте мелодических партий. Для меня абсолютным примером являются Pink Floyd, из современников – Nine Inch Nails. На концерте последних был в 2008 году в Лужниках: самое удивительное световое представление, которое я когда-либо видел на концертах. Потрясающий симбиоз звука, света и видео.
Где-то в начале 2000-х началось переосмысление, которое привело к мучительному поиску: то, что раньше получалось создавать при помощи электрогитары, перестало работать. Тогда этот поиск закончился тем, что я написал целый электронным альбомом с довольно меланхоличным настроением. Потихоньку новое звучание эволюционировало, появились живые инструменты. Например, в композиции 2010 года Artificial Waves - Interpretation из альбома 2015 года Demos основная мелодия исполняется на пианино, но в аккомпанементе присутствует бас и электрогитары.
– Что несут в себе ваши композиции?
– Насчет смысла композиций рассуждать не хочу: слушайте, чувствуйте… Скажу, что каждая композиция в новом стиле, появившаяся с 2010 года и позже в составе Artificial Waves, мне близка и вызывает сильные эмоции.
– Есть ли для вас музыкальные ориентиры, кумиры, на которых вы равняетесь?
– Любимые коллективы в жанре – If These Trees Could Talk, Russian Circles, Maybeshewill. Гитарист, который не перестает удивлять долгие годы не одно поколение слушателей – David Guilmour. Из классического рока часто слушаю The Beatles, Led Zeppelin, Pink Floyd. Из рока последних 20 лет любимые группы – Linkin Park, Thrice, Filter, Oasis и сольные проекты братьев Galagher. Из экспериментальных – Nine Inch Nails.
– Ходили в музыкальную школу в детстве?
– Нет, музыкальной школы не было. Когда я самостоятельно в какой-то мере овладел электрогитарой, стал посещать репетитора, к которому ходили знакомые ребята. На занятиях играл в основном несложные скучные классические гитарные пьесы, иногда в качестве бонуса разбирали Deep Purple.
– Как вы определились с основной профессией?
– Я с детства знал, что будущая деятельность будет как-то связана с электроникой, хотя тогда не совсем понимал, что это значит. Наверное, тут повлияли история родителей, которые в 80-е годы трудились в НИИМЭ, и собственные интересы на стыке звука и техники. Мастерил усилители, микшеры, педали эффектов, делал первое подобие собственной электрогитары. Считаю, что мне повезло попасть на практику в отраслевую лабораторию при кафедре ВТ. Именно там я окончательно определился с будущей профессией.
– Правда ли, что творить по-настоящему можно лишь, когда больно?
– Сильные эмоции подталкивают к тому, чтобы ими поделиться, но творчество не обязательно связано с болью. Трудно описать особенное состояние, когда происходит неосознанное: руки сами берут нужные ноты без каких-либо размышлений. Так, например, появился трек Rising Soul из альбома Heavy. Deep. Sad. Ironic. Мы часто его исполняем на репетициях и концертах – каждый раз удивляюсь, как так получилось. Ещё более удивительные вещи происходят во время репетиций Artificial Waves, когда новые решения появляются в результате импровизаций: переглядываемся, значит, все почувствовали этот особый момент.
– Как обстоят дела с группой сейчас?
– Сейчас мы репетируем новый материал. Думаю, к середине 2018 года четвертый альбом будет готов к записи. Новая музыка очень нравится! Готовимся к студийной записи видео и звука в панорамном режиме, сыграем две композиции из Heavy.Deep.Sad.Ironic.
В марте 2018 года исполнилось 5 лет с выхода нашего первого альбома Initial Link. Мы решили отметить это событие переизданием альбома с обновленным миксом и оформлением на лейбле Fluttery Records. Новый микс Initial Link уже доступен во многих цифровых магазинах от iTunes до Bandcamp.
***
Познакомиться с музыкой Artificial Waves и узнать новые подробности о грядущем альбоме можно по ссылке: vk.com/artificialwaves.
Мария Трашко