Недавно мир отметил 57 лет со дня первого полёта человека в космос. По этому случаю «ИНверсия» поговорила с профессором института МПСУ Алексеем Николаевичем Якуниным о миэтовских разработках, которые используются в космической отрасли.
Фото: Никита Бринько
– Какие из разработок Института микроприборов и систем управления применяются в космической отрасли?
– В институте МПСУ, в который вошли четыре кафедры МИЭТа, мы создаём электронную аппаратуру любого назначения и сложности – от компонентной базы до готовых систем. Одновременно у нас ведутся несколько десятков опытно-конструкторских работ. В них органично сочетаются наши компетенции в областях систем автоматического управления и контроля, информатики и вычислительной техники и радиотехнических устройств.
Для космоса мы разрабатывали конструкторскую документацию на блоки управления, телеметрические системы, устройство ввода-вывода, адаптеры связи. На данный момент некоторые блоки изготавливаются, другие – проходят испытания, а третьи – уже слетали в космос.
– Где конкретно в работе космических аппаратов применяется техника, создаваемая в МИЭТе?
– Все устройства для космического аппарата можно разбить на два класса. Первая половина используется для исследований, вторая – обеспечивает жизнедеятельность космической платформы. Институт МПСУ занимается разработкой последних. Эта аппаратура напрямую не связана с выполнением научных задач, но, благодаря ей, это выполнение вполне возможно. Она обеспечивает доставку космической платформы, например, на Луну или на орбиту, подогревает её, включает, выключает, заряжает батареи, направляет антенны для связи, осуществляет сбор телеметрической информации, обрабатывает, хранит и передаёт все нужные для сохранения работоспособности станции данные. Цели полётов могут кардинально отличаться, но поддерживающая аппаратура всегда одна и та же.
– Получал ли МИЭТ раньше заказы в космической отрасли?
– Наш коллектив успел принять участие в миссиях «Луна-Глоб», «Луна-Ресурс», «Интергелиозонд», «Фобос-Грунт», «Exomars». МИЭТ не так давно получил лицензию на осуществление космической деятельности. Поэтому количество разработок покажется не таким большим, каким могло бы быть. Я верю, что у нас всё впереди.
– Разработки МПСУ уже побывали на орбите?
– Слетать-то слетали, но куда – миссия оказалась неудачной. Наша аппаратура была установлена на космическом аппарате «Фобос-Грунт». В её задачу входил предстартовый контроль агрегатов: проверка температуры, давления и других параметров перед пуском. После старта наша аппаратура уже не должна была работать. К сожалению, перелётный модуль не сработал должным образом, и космическая станция не смогла покинуть орбиту Земли для полёта на Марс.
Сейчас разработаны блоки для лунных проектов «Роскосмоса», но пока они ещё не запущены. Существует марсианская программа совместно с Европейским космическим агентством. Зарубежные коллеги делают марсоход, который должен съехать на поверхность красной планеты для её изучения, а роль «Роскосмоса» – доставить десантный модуль с ровером к Марсу.
– В чём заключаются особенности устройств, которые создаются для космических кораблей, спутников и станций?
– Дело в том, что люди и техника на Земле защищены от космического излучения атмосферой и магнитными полями планеты. За их пределами есть много угроз: высокоэнергетичные частицы и радиация. Поэтому при изготовлении бортовой аппаратуры для надёжности всегда проводится резервирование: эта такая избыточность, при которой каждая задача может выполняться не одним узлом, а несколькими.
Существуют разные типы резервирования: наиболее часто используемые мы называем холодным и горячим. При холодном работает один комплект оборудования, а все дублёры выключены. Это экономит энергию, но может потратить время на переключение со сломанного модуля на запасной. При горячем же включены все комплекты сразу.
– Почему именно МИЭТ выполняет государственные заказы для «Роскосмоса»?
– У нас есть должная квалификация, знания и навыки, чтобы разработать аппаратуру подобного класса. Вообще такими разработками занимаются не только в МИЭТе. Любой спутник состоит из множества деталей: двигатели, научные блоки, аппаратура обеспечения, солнечные батареи, аккумуляторы, обшивка, топливные баки и многое другое – в производстве этого задействована вся страна. Мы горды тем, что находимся среди уважаемых компаний, которые способны двигать космические научные открытия и позволять человечеству узнавать немного больше.
Ирина Краус
Илья Селивёрстов