В январе наш университет и МГМУ им. И.М. Сеченова подписали соглашение о сотрудничестве. Первым итогом партнёрства стал Институт бионических технологий и инжиниринга, который открылся на базе Первого медицинского университета в марте. Новое подразделение возглавил Дмитрий Викторович Телышев, заместитель директора по науке Института биомедицинских систем МИЭТа. Он рассказал «ИНверсии», как партнёрство отразится на научной работе и студентах.
Фото: Никита Потримайло
– Когда появилась идея о сотрудничестве с МГМУ им. И.М. Сеченова?
– Периодически мы работали с МГМУ. 18 января этого года ректоры наших университетов Владимир Александрович Беспалов и Петр Витальевич Глыбочко подписали соглашение о постоянном сотрудничестве. В этот момент возникла идея сформировать совместный институт, который возглавит представитель МИЭТа. Приказ подписали 16 марта – это официальная дата создания нового Института бионических технологий и инжиниринга.
– Какие задачи ставит перед собой новый институт?
– Основное направление работы – бионические технологии и инжиниринг. Коллеги из медицинской области ждут от нас разработок в области инженерии, электроники и микроэлектроники, в чём всегда был силён МИЭТ и Институт БМС в частности.
– Первоначально планировалось сформировать «Институт технологии и синтетической биологии». От этого отказались в процессе создания?
– Да, так как синтетическая биология – не наш профиль. Мы выбрали те направления, в которых МИЭТ и Сеченовский университет наиболее полезны друг другу.
– Не получится ли так, что научные достижения Института будут приписывать в первую очередь МГМУ как более известному вузу?
– Думаю, нет. Во всех новостях оговаривается, что институт создан в сотрудничестве с МИЭТом. Я не вижу здесь возможных проблем. Мы не можем воплощать свои идеи в жизнь без помощи врачей, также как и врачам необходимы люди, которые будут реализовывать их идеи.
– Как формирование нового подразделения отразится на студентах?
– Благодаря Институту бионических технологий и инжиниринга у нас появились новые возможности. Теперь, в зависимости от направления научной работы, которой занимается студент или аспирант, мы можем определить, на базе какого университета он будет выполнять свою работу.
Также студенты технических специальностей МИЭТа смогут поступать в магистратуру Сеченовского университета, и наоборот.
– Первый проект института – система искусственного кровообращения для детей. Что побудило заняться именно этой темой?
– Да, первый проект – система искусственного кровообращения для детей с врождёнными пороками сердца, обусловленными несформировавшимся желудочком сердца или одним желудочком сердца. Заняться именно этим проектом побудила его актуальность. При выборе темы исследований мы основываемся на двух вещах: необходимость решения проблемы и технические возможности для этого. В этой области, на мой взгляд, мы можем быстро достичь успехов.
– В России МИЭТ и МГМУ им. И.М. Сеченова в первых рядах в области подобных исследований. Есть ли цель выйти на международный уровень?
– Одна из причин создания Института бионических технологий и инжиниринга – появление МГМУ им. И.М. Сеченова в ведущих рейтингах мировых университетов. Это единственный медицинский вуз России, который участвует в «Проекте 5-100» (государственная программа поддержки вузов, цель которой – вывести не менее пяти университетов в сотню лучших вузов мировых рейтингов – прим. ред). На МИЭТ как на Национальный исследовательский университет также накладываются жёсткие критерии, которые практически приравниваются к критериям «Проекта 5-100».
Если мы хотим входить в мировые рейтинги – важны международное сотрудничество и публикации в ведущих мировых журналах. В новом Институте появятся две лаборатории международного статуса. Возглавлять их, скорее всего, будут международные специалисты.
– Один из предыдущих проектов Института БМС – носимый аппарат вспомогательного кровообращения «Спутник». Как на данный момент оцениваются результаты проекта?
– Проект прошёл апробацию Министерства здравоохранения Российской Федерации. Было проведено порядка 50 имплантаций аппарата. Мы надеемся, что количество имплантаций в этом году возрастёт, так как проект показал хорошие и стабильные результаты. Прежде всего, это мост к трансплантации (пересадки органов от одного человека к другому, – прим. ред). Когда ослаблено сердце и организм в целом, трансплантацию сердца проводить нельзя – пациент её просто не переживёт. Поэтому проводится имплантация системы, и с ней пациент живёт до того момента, когда сможет перенести трансплантацию. Процесс уже отработан, но ещё многое необходимо сделать, прежде всего, не нам. Должна появиться законодательная база, необходимо пересмотреть клиническое использование таких систем в кардиологических центрах.
– Как студентам попасть в состав научного коллектива и присоединиться к работе над проектами? Это зависит от успеваемости или темы диплома?
– Отвечу за себя – я никогда не выбирал лучших по успеваемости. Здесь всё зависит от того, готов ли человек заниматься научной работой. Ежегодно мы отбираем несколько выпускников БМС. Последние пять лет состав коллектива Института неуклонно растёт.
– Как вы оцениваете востребованность выпускников Института БМС?
– На мой взгляд, выпускники востребованы во всех направлениях, начиная от продаж, сервисной инженерии и заканчивая сертификацией и разработкой медицинских изделий. У нас нет проблем с трудоустройством. Поэтому несколько лет назад мы стали набирать не одну группу студентов, а две.
Евгения Давыдова