По какому механизму работает наша память? Почему важное вылетает из головы? Как подготовиться к экзамену за ночь? Читайте, вникайте, ЗАПОМИНАЙТЕ.
Иллюстрация: Мария Деменева
Память – вид мозговой деятельности, который основан на способности центральной нервной системы хранить информацию в виде сигналов, передающихся между нейронами. Это клетки, которые «общаются» друг с другом при помощи электрохимических сигналов.
Какая она бывает?
Сегодня нейробиологи выделяют два типа памяти: кратковременную и долговременную. Кратковременная память состоит из непостоянных схем нейронных связей. Среднее время хранения информации в ней 20 секунд. Такая память вмещает в себя 7 ± 2 элемента. Это число было открыто американским психологом Джорджем Миллером. Долговременная память способна хранить большой объём информации на протяжении всей человеческой жизни.
Как работает память?
Гиппокамп – часть системы мозга. Эта структура копит информацию, которую человек воспринимает в течение дня, хранит её в кратковременной памяти и переводит в долговременную. Вспомнить сегодняшний день проще, чем вчерашний, потому что большинство ненужных воспоминаний «стирается» во время сна.
Гиппокамп формирует только воспоминание. Далее информация передаётся между нейронами и распространяется между клетками мозга как волна. На поверхности нейронов находятся места, где хранятся сотни тысяч воспоминаний. Таким образом, они не локализованы, а распространены по всему объёму мозга.
Учёные не раз ставили опыт: крыс учили выходить из лабиринта, после чего вырезали им часть мозга, чтобы понять, какой участок отвечает за пространственную память. Но он так и не был найден, потому что информационная волна распространилась по всему мозгу грызуна.
Можно ли подготовиться к экзамену за ночь?
Если экзамен завтра с утра, и ты только начинаешь готовиться, то сходу запомнить весь материал вряд ли получится. Чтобы усвоить много информации за короткий промежуток времени, необходимо развивать память. Популярные методики базируются на следующем:
Внимание. Оно фиксирует объект в нейронных связях. Чем лучше мы концентрируемся на элементе, тем лучше запоминаем его. Заинтересованность удерживает предмет в кратковременной памяти.
Ассоциации. Заучивать новый материал в большом количестве скучно и непродуктивно. Легче проводить ассоциативный ряд. Он может быть тематическим, фонетическим и словообразовательным. Понятия и определения будут всплывать в памяти друг за другом по логической цепочке, которую ты сам и придумаешь.
Структурирование. Важно распределить информацию по группам. Структурирование часто используется в жизни: человеческому мозгу проще воспринимать телефонный номер в виде: 8-123-456-78-90, а не десяток цифр подряд.
Повторение. Чтобы информация переходила из кратковременной памяти в долговременную, необходимо повторять изученный материал. Как мы уже упоминали, во время сна часть данных, которая не попала в долговременную память, стирается. Поэтому для лучшего запоминания материала нужно повторять его до и после сна. Если за сутки до экзамена учить всю ночь, возможно, получится достать нужную информацию из кратковременной памяти. Но нет гарантии, что всё в голове не превратится в кашу.
Что влияет на память?
Сон. Его изучение показало, что способность к запоминанию у человека, который не спал больше суток в разы меньше, чем у выспавшегося.
Физическая нагрузка. Без неё в мозгу не будут выделяться глутаминовая и гамма-аминомасляная кислоты, от которых напрямую зависят умственные способности человека.
Питание. Правильное питание и употребление комплекса витаминов влияют на мозговое кровообращение и улучшают концентрацию. В школе медицины университета штата Мэриленд провели исследование: оценивалась зависимость кровообращения в мозге от продуктов питания. При употреблении быстрого завтрака с высоким содержанием трансжиров, рафинированных углеводов и сахара, тонус кровеносных сосудов значительно снижался, а значит и активность нейронов мозга была ниже.
Упражнения для развития памяти
Улучшить способность к запоминанию поможет изучение иностранного языка. Если учить по двадцать новых слов каждый день, то участки коры мозга будут увеличиваться в объёме, и будет задействовано больше нейронов. Также можно запоминать географические объекты или учить стихи.
Развивать ассоциативное мышление можно с помощью карточек с элементами, не связанными друг с другом. Чтобы запомнить больше объектов, необходимо придумать ассоциативную картину: для усвоения чисел и дат можно провести аналогию между цифрой и объектом, который будет напоминать эту цифру. Разгадывание друдлов (карточек-каракулей, придуманных Роджером Прайсом, – прим. ред) также ускорит процесс запоминания.
***
Не ленитесь и будьте настойчивее. Уделить саморазвитию полчаса в день нетрудно. Потраченные время и силы вернутся к вам с двойной отдачей.
Мария Трашко