Студентам всегда было интересно, как преподаватели относятся к отговоркам. «ИНверсия» провела опрос и выяснила, что лучше: сказать правду или соврать.
Иллюстрация: Мария Деменева
– Как относитесь к отговоркам студентов?
– Игорь Викторович Лавров, доцент кафедры ВМ-2: Вначале стараюсь верить. Смотрю, как дальше работает студент. Если старается: сдаёт задолженности, выходит к доске – то я иду навстречу. Бывает, злоупотребляют, но стараюсь верить. Сейчас многие болеют, и студенты действительно пропускают занятия по состоянию здоровья.
– Сергей Сергеевич Лупин, старший преподаватель кафедры ЭиМ: Если студент оправдывается болезнью за недолгое отсутствие, то допускаю. Всё-таки врачи не всегда могут дать справку, да и не всегда стоит обращаться к ним.
– Нина Игоревна Никитина, доцент кафедры ОФХ: Врущих студентов не уважаю. Студенту, опоздавшему на 40 минут ко второй паре, со словами: «Извините, проспал!» я разрешаю приступить к лабораторной работе. Понимаю, что толку от оставшегося времени будет мало. Поэтому в конце занятия вручаю записку, где назначена встреча для сдачи этой работы. При беседе по теме за 5-7 минут мне понятно, готовился ли студент к сдаче. Если готовился, считаю, что он заслужил прощение, моё хорошее отношение и помощь в будущем.
– Ксения Леонидовна Грабарник, преподаватель кафедры ИнЯз: Не вижу никакого смысла в отмазках, потому что каждый сам для себя решает, как учиться. Всё-таки образовательный процесс – это процесс осознанный. Если студент хочет не работать, а посидеть в телефоне – лучше пусть не приходит.
– Светлана Петровна Озёрина, старший преподаватель кафедры ИнЯз: Если студент сказал, что есть причина – как могу не поверить? Если соврал, пусть это будет на его совести, нежели на моей, если я обижу его своим недоверием.
– Дмитрий Александрович Булах, доцент кафедры ПКИМС: Смотря насколько креативная. Оригинальная отмазка – всегда большой плюс, потом с коллегами можно повеселиться. В целом, у большинства преподавателей старших курсов пожеланий на эту тему нет. Пришёл или не пришёл студент, учиться ему или нет – уже выбор каждого, а преподавателю от выдуманных историй ни тепло, ни холодно.
– Ирина Михайловна Горбачёва, доцент кафедры ФСиП: Я доверяю людям, но если тенденция на отговорки сохраняется, то принимаю меры.
– Вадим Борисович Гундырев, доцент кафедры ОФ: Я отрицательно отношусь к отмазкам, но, если студент проявил остроумие и харизму, можно разок простить. Если студент говорит, что сидел в пробке, а сам ехал в одном автобусе со мной – остаётся только посмеяться. Главное – не путать отмазки и уважительные причины. Ребятам кажется, что сдача экзамена в ГАИ причина весомая, потому что в школе прокатывало. В институте не так. Высшее образование необязательно, поэтому ответственность за обучение лежит на плечах самих студентов.
– Вы пропускали занятия в студенческие годы?
– К.Л. Грабарник: Да, конечно. Однажды с подругой прогуляли пару. Мы не знали, что такого придумать. В итоге сказали, что ели суши в ресторане и отравились.
– И.В. Лавров: В студенческие годы был очень болезненным. Приходилось пропускать занятия, но я не «плакался» преподавателям, а старался наверстать упущенное.
– Н.И. Никитина: В мои студенческие годы было не принято «нянчиться» со студентами. При поступлении конкурс был семь человек на место. Кто не справлялся – уходили сами, или их отчисляли. Поступили 220 человек, а закончили 125. В голову не могло ничего прийти в оправдание безделья.
– И.М. Горбачёва: В студенческие годы училась хорошо: посещала все лекции, вовремя сдавала работы. Не было повода искать себе оправдания, а вот в школе... У меня был младший брат. Если не хотела идти на физику, то просила родителей оставить меня с братом. Учителям говорила, что сидела с ребёнком, они считали причину весомой.
– Были смешные случаи с отмазками?
– И.В. Лавров: Году в 2006-м студенты третьего курса сдавали курсовую работу. В конце занятия подошёл отстающий ученик. Сказал, что его курсовую сейчас везут, а на Ленинградском шоссе пробка.
– С.С. Лупин: На военной кафедре был случай. Пришёл небритый студент и сказал, что кошка провод от бритвы погрызла.
– К.Л. Грабарник: Обычно у студентов толковые и уважительные причины. Смешных или курьёзных ситуаций не было.
– И.М. Горбачёва: Однажды студент не принёс доклад, потому что его испортила собака. Я посмеялась, не поверила, но потом он принес его. Оказалось, не соврал.
– В.Б. Гундырев: Часто слышу от студентов, что они проспали. Если такая отговорка становится систематической, то прошу номер телефона сони и звоню ему по утрам вместо будильника. Обычно хватало одного-двух звонков.
– Что лучше: отмазка или правда?
– К.Л. Грабарник: Мне не нужны отмазки, справки, записки от родителей. Если человек хочет учиться, он придёт и будет получать знания.
– И.М. Горбачёва: Правда лучше. Мы находим общий язык со студентами. Если они обманывают, то это негативно сказывается на моём отношении к ним.
– С.П. Озёрина: Уважаемые студенты, лучше говорите правду. Преподаватели верят вам – нехорошо злоупотреблять их доверием и доброжелательностью. Если проспали, то подойдите и скажите прямо: «Проспал, каюсь», попросите задание, чтобы загладить пропуск.
Гурбан Эсенов
Сергей Игнатов