В начале февраля программа «Чудо техники с Сергеем Малозёмовым» телеканала НТВ получила премию «За верность науке». Один из обозревателей передачи – выпускник МИЭТа Александр Цыганков (ЭТМО’08). Читайте в нашем интервью о творчестве, работе на телевидении и о том, как найти оригинальное применение техническому образованию.
Фото: Елена Кордобовская
В студии, где снимают сюжет об ортопедической люльке, царит неформальная обстановка. Съёмочная группа шутит и экспериментирует с ракурсами. Вместо настоящего ребёнка Александр укладывает в колыбельку куклу. Всё отснятое сразу отправляют начальнику. «Вас трое отцов на площадке. Где вы видели, чтобы ребёнок ложился спать в одежде и шапке с помпоном? Переснимите!», – констатирует шеф. Значит, несмотря на возмущения, придётся переделывать. А потом ещё раз, потому что кукла для шефа окажется слишком раздетой.
– Твоя профессия требует осведомленности в мире науки. Ты поступил в МИЭТ, потому что всерьёз увлекался наукой?
– После физико-математического лицея пошёл в МИЭТ, потому что хотел получить высшее образование, да и было близко к дому. На самом деле я слабо представлял, чем хочу и чем должен заниматься в жизни.
– Как ты попал на телевидение?
– Всегда рассказываю эту историю с удовольствием. Я встретил ребят с камерой и микрофонами в холле главного корпуса МИЭТа, спросил: «Что вы делаете?». Они ответили, что снимают новости для МИЭТ-ТВ. Подумал, что это интересно, и с тех пор работал с ними. Эти люди открыли для меня мир телевидения, хотя сами умели только чуть-чуть снимать и чуть-чуть монтировать.
– На МИЭТ-ТВ ты работал над передачей «Б.РЕ.Д». Надо сказать, её содержание вполне оправдывает своё название. Как пришла в голову идея столь экстравагантной программы?
– В 2007 или 2008 году Дмитрий Коваленко, руководитель Медиа-Центра (сейчас проректор по МДРМ, – прим. ред), сказал, что если на ТВ так много шутников, пусть они сделают что-то полезное. У нас появилась идея высмеять теорию заговора: доски объявлений влияют на подсознание. Набросали сценарий, а когда перечитывали, кто-то воскликнул: «Ну и бред!» Отсюда и название. Если бы я делал программу сейчас, уже с накопленным опытом, то многое улучшил бы. Кстати говоря, над некоторыми выпусками до сих пор идёт работа. Мы ждём, когда наш коллега дорендерит (дорисует, – прим. автора) графику.
– Каким образом окружающие люди в университете воспринимали ваше творчество?
– Наверное, они не понимали, что это вообще такое: «Опять Цыганков делает ерунду квновскую». Но это было хобби, увлечение. Кто-то ходит на Эльбрус, кто-то участвует в спортивных соревнованиях, а мы делали телевидение.
– Как ты устроился на «серьёзное» телевидение?
– В 2008 году про МИЭТ-ТВ в преддверии Дня студента снимала сюжет окружная телестудия Зеленограда. После чего нас пригласили на стажировку. Окружная студия занималась тем же, чем и большинство региональных телеканалов: новости, передачи из разряда «беседуем с префектом», «передаём вопросы жителей» и еще много «интересного» в таком духе.
После трёх лет работы на телестудии Зеленограда я понял, что нужно идти дальше. Увидел вакансию в телецентре «Останкино», решил попробовать. Много где поработал, прежде чем меня позвали на собеседование в «Чудо техники». Из всех направлений на ТВ мне больше всего нравится научпоп. Интересно рассказывать про достижения науки, устраивать эксперименты и тесты. Так всё выглядело в голове, а по факту иногда приходится укладывать куклу в чудо-колыбельку. Но идеализировать нельзя ни одну работу. Я не жалуюсь, мне всё очень нравится.
– Что из того, что вы обозревали, показалось тебе самым интересным?
– Отвечу честно. Иногда, когда получаешь тему, понимаешь, что в ней ничего нет. Но всегда можно найти интересный нюанс, придумать что-нибудь в самом процессе съёмки.
Сложно сказать, что было самым запоминающимся. Помню момент, когда о нас заговорили европейские и американские СМИ. У меня был сюжет про суперклей. Решили сделать пародию на известную рекламу, где человека подвешивают вниз головой. В оригинале всё происходит в помещении, а мы решили снимать на высоте 1100 метров. Нашли парашютиста, он повисел на доске какое-то время, всё держалось.
Проходящий мимо оператор возмущённо перебивает:
– Какой парашютист? Не слушай его. Вон он там сидит, это был наш шеф-продюсер.
– Но он парашютист! Да и сам вызвался. У нас было много сюжетов с прыжками с парашютом, и всегда находились желающие.
Есть ещё один сюжет, моя маленькая гордость. Из небольшого репортажа это переросло в расследование. Мы изучали дорогой аппарат, который волшебным образом «настраивал» клетки организма на самовосстановление. Как говорили производители, этот прибор «лечил» заболевания, начиная с болей и заканчивая бесплодием. В итоге, хотя аппарат и имел небольшое лечебное воздействие, этих товарищей пришлось признать шарлатанами. Они нам даже взятку предлагали. Мы записали телефонный разговор и использовали в сюжете. Можно было бы копать дальше. Как выяснилось, в истории замешаны врачи из медицинских учреждений Министерства обороны , но хронометраж, так скажем, не позволил (смеётся).
– Вам часто предлагают взятки?
– То, о чём я рассказал, было самым явным случаем. Нужно понимать: когда мы договариваемся о съёмках, мы чётко обозначаем тот факт, что мы не рекламируем товар. Говорим создателям, что если они откажеутся дать нам протестировать свой продукт, мы всё равно его достанем, может быть потратим время и деньги, но всё равно скажем правду.
– Вы снимаете рекламные сюжеты?
– Да, но они идут «особняком» в конце программы. Думаю, для всех зрителей понятно, что именно это является рекламой. В таких сюжетах показаны продукты только крупных брендов – реклама на НТВ очень дорогая.
– Вы сами ищете необычные вещи для обзоров?
– Нам регулярно приходят письма электронной и даже бумажной почтой. Люди пишут личные сообщения в соцсетях, просят протестировать различные вещи. Мы фильтруем информацию, а потом она попадает в список к шефу – Сергею Малозёмову. К тому же вся наша команда мониторит как старые известные журналы, так и совершенно рандомный материал, наподобие рекламных брошюрок, которые кидают в почтовый ящик в подъезде.
– Почему ваша передача выходит именно на НТВ?
– Видимо, у продюсеров, а может и у нашего шефа, Сергея Малозёмова, возникла идея этой программы. Он долгое время работал корреспондентом новостной службы НТВ и как раз специализировался на научных сюжетах.
На НТВ сейчас есть много адекватных программ. Просто они идут не в самое удачное время. Ведь рейтинги делают в основном сериалы про «ментов», хотя наша передача входит в лидеры по рейтингам на выходных. Как выразился один мой знакомый: «есть белое НТВ, а есть чёрное».
– Не планируете ли вы сменить формат и выходить только в интернете?
– Этот вопрос точно стоит задавать не мне. Мы сначала снимаем для ТВ, а потом дублируем в интернет. Есть возможность выкладывать туда то, что не вошло в эфир. Тем более, должен же кто-то делать хороший контент для людей, которые предпочитают телевизор интернету.
– То есть вы отчасти «добрые самаритяне» от мира телевидения?
– Вот сейчас стоит сказать что-то высокое, что у нас есть высшая миссия… Хотя это действительно так. Но, как говорится, будет спрос, будет и предложение. Пока это интересно зрителю, мы выходим. Мы заработали свою аудиторию.
– Кто же по-твоему победит, «чёрное» телевидение или «белое»?
– Конечно, хотелось бы работать на канале, на котором все проекты нравятся мне. Но всем не угодишь, что хорошо для одного, плохо для другого.
– И в завершение. Как обучение в МИЭТе помогает тебе сейчас в работе?
– Я говорю про себя, что я гуманитарий в теле технаря. После учёбы в МИЭТе мозг немного «повернулся» в этом направлении. Главная польза технического образования – умение находить информацию. Нас учат пользоваться литературой. Иногда ко мне подходят и просят помощи, иногда я встречаю термин и вспоминаю, что слышал его на втором-третьем курсе. Мне проще перевести это с научного языка на всем понятный, придумать какую-то более простую аналогию. Это помогает в работе на телевидении.
Елена К.