В этому году студенческому театру «Поэмимы» исполнилось 35 лет. Нам удалось пообщаться с его бессменным руководителем Еленой Сергеевной Гермони и узнать секреты закулисья.
Фото из архива театра: спектакль «Ящерица»
– Как появился студенческий театр в МИЭТе?
– Мы с супругом Василием Вильгельмовичем Гермони в 1982 году должны были ставить дипломный спектакль. Жили тогда в Лобне, а московский Дом творчества направил нас в Зеленоград, в МИЭТ. Сказали, что ехать как раз недалеко по «Ленинградке». Добрались за два часа, но нам здесь понравилось, и мы остались на 35 лет.
– Какие постановки принесли успех театру?
– Первый спектакль, прошедший с большим успехом, – «Ящерица» по А. Володину. Премьера состоялась 18 декабря 1985 года при переполненном зале. После этого на студенческий театр обратили внимание руководители института. Благодаря постановкам «Зойкина квартира» по М. Булгакову, «Старуха» по Д. Хармсу «Поэмимы» стали лауреатами фестивалей и конкурсов в Екатеринбурге и Москве.
– Есть выпускники театра, которые работают в этой сфере и делает карьеру актёра?
– Такие ребята есть, но МИЭТ не театральный вуз. Главная цель нашей деятельности – просвещение «технической» интеллигенции. К нам приходят студенты физико-математических направлений, которые ничего не знают о С. Довлатове, Ю. Левитанском, А. Вознесенском. Марину Цветаеву в школах читают, а вот современную поэзию и прозу совсем не знают. Поэтому я отчасти занимаюсь образовательной деятельностью: приходят первокурсники, и мы с ними прежде всего читаем художественную литературу. Часто ходим на спектакли в Театральный институт им. Б.В. Щукина и Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина, ГИТИС, устраиваем поэтические вечера.
– Среди моих одногруппников никто не знает о театре. Часто ли появляются новые лица в коллективе?
– Новые лица появляются в коллективе часто, многие из них ненадолго. Кто-то хочет показать себя, сразу требует выступлений на сцене и не собирается тратить время на репетиции и тренинги.
К занятиям я подхожу серьёзно, из будних дней только среда выходная. У первокурсников часто не хватает времени, они разрываются между секциями в вузе. Те, кто остаются, вкладывают в театр душу. С новичками есть отдельные занятия по актёрскому мастерству, хореографии, пантомиме, чтобы им было легче влиться в основной состав.
– Каким должен быть студент, чтобы вы захотели с ним работать?
– Приятно, когда приходят физики с креативной жилкой или музыкальным образованием: я стараюсь направить тех, кто поёт и играет. В «Поэмимах» занимаются талантливые ребята, но любому таланту необходимо развитие. Моя задача – вытащить творческий потенциал из человека. Сложнее с теми, кто занимался в школе, где постановки ставил учитель без профессионального образования. Такую школьную эстетику тяжело сломать (смеётся).
– Какими постановками вы занимались в этом сезоне?
– Поставили «Жизнь моя – Кинематограф – Чёрно-белое кино». Спектакль по стихам русских поэтов: Вознесенского, Левитанского, В. Полозковой – идёт уже год.
Сейчас готовим новую постановку. Мы все родом из детства. У всех есть схожие переживания: первая любовь, отношения в школе, потеря домашних питомцев. Даже истории с батоном, за которым родители отправили в магазин: как его не надкусить, пока идёшь домой? Эти темы описывает Н. Маркович в книге «Уволена, блин!». По её историям мы делаем инсценировку и закрываем сезон.
– Выбор репертуара зависит от вас, или студенты сами приходят и говорят: «Хотим Вишнёвый Сад по Чехову», и вы соглашаетесь?
– Афишу обычно выстраивает режиссёр, то есть я. Предыдущий спектакль мы построили на монологах. Я дала ребятам набор авторов, а они сами выбирали, кому какой поэт и какие стихи больше нравятся.
– Порядочный химик может стать лириком, а лирик химиком – нет. Согласны?
– Не могу сказать. У человека нет ограничений, всё реально выучить упорным трудом. Можно попробовать, как говорится, «было бы желание».
Мария Трашко
Елизавета Михайлова