У каждого студента, а возможно и преподавателя, в жизни наступает момент, когда пары превращаются в настоящую пытку. Минуты тянутся невероятно долго, и кажется, что звонок не прозвенит никогда. Однако насколько долго тянется полтора часа пары, настолько же быстро пролетают выходные и даже каникулы. Почему мы так по-разному ощущаем время?
Иллюстрация: Мария Деменева
В начале были мамонты
На заре истории люди жили в общагах пещерах и охотились на мамонтов. Время уже существовало, но изучать его было некому. Сотни тысяч лет день первобытного человека определяло солнце и времена года. Из поколения в поколение эволюцией, как завещал Ч. Дарвин, закреплялся распорядок дня, привычные часы отдыха и бодрствования. А наши предки думали лишь о том, как не быть съеденным и наесться самим.
Одними из первых пытались познать суть и законы времени философы Древней Греции. Аристотель писал: «время – это число движения». То есть что-то вещественное мы оцениваем числами, а движение – временем. Суждения Аристотеля оказались популярны, и даже в Эпоху Возрождения учёные вроде Р. Декарта и Г. Лейбница упоминали их в своих работах.
Две тысячи лет спустя сэр Исаак Ньютон дал похожее определение. Он представил время как независимую величину, которая подобно реке с постоянной скоростью несёт все события, и назвал это абсолютным временем. В XX веке Общая Теория Относительности Альберта Эйнштейна дала миру иную точку зрения. Согласно ей время замедляется на скорости, близкой к скорости света или рядом со сверхтяжёлыми объектами вроде матана или чёрных дыр.
Все ли одинаковы под одеждой?
Теория относительности не объясняет, почему для разных студентов одна и та же пара течёт по-разному. И Аристотель, и Ньютон, и Эйнштейн рассматривали время как объективную величину, которая не зависит от наблюдателя, но на самом деле каждый человек воспринимает время субъективно.
Среди учёных нет единого мнения, как именно происходит отcчёт времени в нашем организме. Так уж вышло: органы чувств, и без того не идеальные, не приспособлены выполнять роль таймера. За восприятие времени отвечают внутренние биологические часы, скрытые в глубине центральной нервной системы.
Точно известно, что смену времени суток человек ощущает на биологическом уровне. Ночью снижается обмен веществ, сердце бьётся медленнее, меньше вырабатывается гормонов. Такие перепады называются циркадными ритмами – им подвержены многие живые существа на планете. Первые записи встречаются уже во времена Александра Македонского.
Прорыв в области циркадных ритмов произошёл только в XX веке после открытия ДНК. В 2017 году Джеффри Холл, Майкл Росбаш и Майкл Янг получили Нобелевскую премию за то, что нашли в геноме человека два «часовых» гена и получили за это Нобелевскую премию в области физиологии и медицины. На сегодня открыто больше 20 таких генов. Они последовательно взаимодействуют друг с другом и регулируют наш распорядок дня на биологическом уровне.
Сверим биологические часы
Когда речь заходит о точном восприятии времени, мнения учёных расходятся. Получить достоверные результаты в экспериментах тяжело, так как лабораторные опыты имеют мало общего с реальным миром. К тому же каждый человек имеет свои особенности, которые могут влиять на результаты опытов.
Чтобы понять, как ощущаете время лично вы, можно провести небольшой эксперимент. Уберите часы, телефон и другие вещи, с помощью которых можно измерить время. Не считайте секунды в уме. Попробуйте на основе только личных ощущений сказать, когда пройдёт ровно одна минута. Для контроля пусть кто-то замерит время на секундомере. Это ваше личное восприятие минуты, а значит, и времени.
Этот эксперимент проводили во время исследования восприятия времени над разными группами людей, в том числе и с психическими заболеваниями. Он подтвердил: строгой нормы того, как вы чувствуете ход минут, нет. Всё меняется в зависимости от возраста, характера и других условий. Более того, восприятие может меняться даже в течение суток. Днём девочка-первокурсница может ощущать течение времени быстрее, чем вечером, а для магистранта наоборот: его ход замедляется на парах, но ускоряется утром.
С точки зрения психологии
Психологи, исследуя восприятие времени, изучают наше сознание, а не организм: проводят опыты, стараются выявить законы, по которым работают наши внутренние часы.
Самым известным фактом о восприятии времени является его так называемый «бег», когда с годами те же самые недели и месяцы летят с большей скоростью. Биология объясняет это замедлением обмена веществ, психология предлагает иной взгляд.
Представьте, что каждый следующий год мы сравниваем со всей жизнью. Когда нам был годик, то он составлял всю жизнь. Второй год – половину, двадцатый занимает всего пять процентов в нашей жизни, а восьмидесятый – лишь два. В сознании года становятся меньше относительно уже прожитого времени, ведь каждый следующий год жизни мы опираемся на опыт и память предыдущих лет.
Если вспомнить о студентах, тоскующих на парах, то для них время тянется долго по другим причинам: его попросту нечем заполнить. Время же, занятое интересными событиями, наоборот, летит быстрее. Настолько быстрее, что человек может перестать обращать внимание на его ход: время просто исчезает. Такое явление называется феноменом потока. Но если нагрузка становится чрезмерной, а занятия скучными и трудными, то наступает обратный эффект, и время вновь замедляется.
Чем больше изучается восприятие времени, тем больше выявляется факторов, влияющих на него. Некоторые исследования показывают, что на восприятие влияет близость к экватору, температура тела или даже размер помещения, где находится человек.
Получается, что для бородатого магистра в тёплом свитере, который бьётся над интересной и сложной задачей в большой лекционной время будет идти быстрее, чем для замерзшей девочки-первокурсницы в крохотной аудитории, если ей полностью ясна тема занятия. Или если она наоборот оставила попытки её осмыслить и просто считает ворон за окном.
Лингвисты спешат на помощь
Если вы смотрели фильм Дени Вильнёва «Прибытие» (2016), то догадаетесь, о чём речь пойдёт дальше. Существует гипотеза, что наше сознание, то как мы думаем и представляем окружающий мир, определяется не только органами чувств, но и языком, на котором мы разговариваем. В научном мире гипотеза широко известна как гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа.
Любопытна не столько сама гипотеза, сколько то, как она рассматривает время. В зависимости от культуры и языка люди представляют время по-разному. Для многих народов, в том числе и в нашей стране, прошлое находится позади, а будущее впереди, но не для носителей языка Аймара из Анд, которые представляя прошлое указывают куда-то в даль перед собой.
Получается, что носители разных языков понимают время по-разному. Американский культуролог Эдуард Холл изучил этот вопрос и предположил, что в мире существует два способа восприятия времени. Жители США, Великобритании, Германии, стран Скандинавии строго следят за временем и ставят распорядок дня даже выше личных отношений. Они стараются чётко соблюдать сроки и сосредоточиваться на одной конкретной задаче. Такой подход Холл назвал монохромной культурой времени.
С другой стороны в Средиземноморье, в арабских странах, в России и некоторых других внимание людей обращено сразу на несколько событий. Люди могут делать параллельно несколько вещей: слушать лекцию, сидеть в социальных сетях, делать конспект и так далее. К тому же если в таких странах что-то планируется, то дружеские отношения могут внести коррективы даже в самые строгие сроки. Например, если дедлайн этой статьи был 11 ноября, то это ещё не значит, что автор сделал её вовремя. Люди с подобным подходом к планированию являются носителями полихромной культуры времени.
Разницу культур особенно сильно ощущают на себе эмигранты. После переезда в США скульптор Эрнст Неизвестный признавался: «Впервые ощутил, что время – деньги. Америка научила меня ценить время, научила дисциплине и собранности». А вот в интервью ИНверсии преподаватель кафедры ТКС, голландец Ник Бернард Моленкамп сетовал: «Люди действую спонтанно. Это здорово для личного общения, но не для работы. В России все почему-то забывают о дедлайнах. Порой приходится даже скрывать настоящие сроки, чтобы успеть вовремя».
***
С годами ход времени с точки зрения человека лишь набирает обороты. В детстве три месяца каникул казались невероятно долгими, а теперь целый год может пролететь за мгновения. Да что там года! Раньше и шесть уроков казались тяжёлым испытанием, а теперь пять пар – обычное дело. Конечно, каждый человек ощущает время по-своему, но стоит ли сожалеть, что оно тянется слишком долго, если для всех нас оно конечно?
Павел Николенко