У каждого из нынешних студентов были кураторы. Наставники, которые первую неделю водят по аудиториям «за руку», рассказывают о студенческих буднях и помогают с бытовыми проблемами. Сейчас уже сложно представить МИЭТ в начале сентября без людей в синих галстуках и с табличками в руках. С чего же всё начиналось?
Фото: Андрей Пузанков
Самые первые
Идея создать систему кураторства появилась в 2004 году у первого состава студсовета (СтС) во главе с Павлом Жуковым (выпускник ЭТМО’05). Активные студенты искали интересные проекты, которые будут полезны МИЭТу. Так впервые задумались о наставничестве для слонов (первокурсников – прим. ред).
Годом позже председателем СтС избрали Даниила Кускова (выпускник МПиТК’07). Под его руководством инициативные студенты создали кураторство. Большой вклад внёс Дмитрий Коваленко (выпускник ИнЯз’05, на тот момент руководитель Медиа-Центра МИЭТа, сейчас проректор по МДРМ). С самого начала решили, что деятельность будет добровольной и безвозмездной. Никто не знал, чему обучать, как выстраивать систему и привлекать старшекурсников к работе. Но все понимали, что необходимо связующее звено между администрацией вуза и первокурсниками.
«Мы шли в темноте на ощупь без единого факела», – рассказывает Д. Кусков. Первую Школу Кураторов (ШК) создавали из предположений, опыта работы вожатых и старших деятелей студсовета. В итоге 31 августа 2005 года наставники-старшекурсники помогали вручать студенческие билеты слонам. Это было важно, чтобы показать связь кураторов с МИЭТом. На протяжении первых месяцев в вузе они помогали привыкнуть новичкам к студенческим будням, передавали важную информацию от администрации, приглашали на мероприятия и частично выполняли обязанности старосты. Официального срока окончания работы не было, как правило вели группу не меньше года. Самым главным в этой системе был старший куратор (старкур) МИЭТа. Ему подчинялись старкуры факультетов, которые в свою очередь обучали кураторов групп и следили за дальнейшей работой.
Совсем «зелёные»
На каждом факультете был свой старкур, поэтому работали везде по-разному. Серьёзные изменения в системе начались с ЭКТ. В 2007-2008 учебном году старшим куратором на факультете избрали Илью Степанова (выпускник ЭКТ’11). В первую очередь он запретил «старичкам» вести группы первокурсников без испытаний, просто потому что они в «тусовке».
Илья сделал подготовку наставников на факультете более глубокой и осознанной. Проводил лекции и упражнения по психологии, управлению, поведению, переговорам, коммуникации. На кураторском выезде эктшники выделялись сплоченностью и собранностью. Спустя год обучение стало ещё сложнее, жёстче и эффективнее. Но на следующем выезде студентов этого факультета отметили словами «вы здесь чересчур активные, везде отбираете лидерство, так нехорошо». Кураторы ЭКТ в свою очередь продолжали делать работу лучше и показывать пример. Благодаря этому в 2009-2010 учебном году технари, ИнЯз и Дизайн стали учить наставников вместе. Меньше чем за полгода кураторство превратилось в единую систему и обособилось от студсовета.
Теперь кандидаты в кураторы проходили собеседование в феврале. Это была проверка на социальную адекватность. В первую очередь отсеивали людей, которые мечтали о галстуке, чтобы решить личные проблемы и самоутвердиться за счёт первокурсников. После отсева начинался второй этап ШК – лекции и тренинги для развития полезных навыков. Старшие кураторы занимались только с наставниками своих факультетов. Поэтому возникла опасная тенденция – агрессивный патриотизм. Эктшники горой за эктшников, а мпшники – за мпшников. Чтобы исправить эту ситуацию, старкуры стали проводить занятия для кураторов разных факультетов. А самим наставникам позволили выбирать, какую группу вести: на техническом факультете могли курировать студенты-гуманитарии и наоборот. Даже планировали ввести кураторов для студентов факультета обучения иностранных граждан (ОИГ).
После второго блока было не совсем понятно, как отсеивать людей. Поэтому ввели психологическое упражнение под названием «Тюрьма». Кандидаты в кураторы находились в безлюдной аудитории и каждые полчаса получали конверт с новым заданием. По результатам его выполнения они сами решали, кто справился хуже всех и должен уйти.
Второй этап обучения заканчивался Курсом Молодого Куратора (КМК), фактически это был курс молодого бойца – будущие наставники проходили через полосу препятствий. Курс проверял не столько способность преодолевать преграды и быстро бегать, сколько готовность помочь товарищам. Мероприятие считалось удачным, если на нём было больше грязи, чем год назад.
После КМК происходил второй отсев, а лучшие из лучших доходили до финального выезда. Деньги на такие мероприятия чаще всего искали самостоятельно и привносили свои. В один год старкуры даже пошли с гитарами по электричкам, чтобы собрать необходимую сумму.
Два-три дня выезда испытывали кандидатов в кураторы на прочность и заставляли соревноваться друг с другом за баллы. На большом ватмане каждый мог видеть своё текущее положение по сравнению с остальными. На листе была «золотая» полоса – отметка, которую нужно пересечь, чтобы гарантированно стать куратором. И была «платиновая» – цель, достижимая только с дополнительным баллами за «Тюрьму». Тот, кто добирался до неё, мог дать «иммунитет» любому кандидату в кураторы. После выезда был очередной отсев. В итоге самые лучшие получали зелёные галстуки с буквой «К».
Все за одного
Кураторы вдохновляли первокурсников, поэтому во втором семестре слоны с большим энтузиазмом записывались в ШК, чем в Школу Актива (аналог Школы Кураторов для желающих заниматься деятельностью в студенческом совете – прим. авт). Людей в студсовете не хватало. В 2014 году у администрации вуза появилась идея вернуть кураторство «под крыло» студсовета. Многим это пришлось не по душе. Кураторы имели другие взгляды на студенческое самоуправление и свою деятельность, поэтому объединяться ни с кем не хотели. В этот год одного из старших кураторов не пустили на общий выезд актива, остальные его поддержали и чуть не сорвали мероприятие. Это стало поводом распустить нынешних руководителей системы. В итоге 31 августа первокурсников встречали наставники в синих галстуках с логотипом СтС.
В этот раз многие успели пройти Школу «зелёных», но некоторые получили галстук и после ША. В 2015 и 2016 годах кураторами могли стать те, кто получил сертификат Школы Актива и прошёл интенсив в конце августа. Это небольшой цикл тренингов, который проводили председатели студсоветов факультетов примерно за неделю до начала учёбы. Естественно, это не могло заменить несколько месяцев занятий. В 2017 году Школа Кураторов и КМК (в нынешней версии КМА – Курс Молодого Активиста) вернулись как ответвление Школы Актива. В студсовете появился отдел по работе с первокурсниками, а на факультеты вернули старкуров.
Как будет развиваться кураторство дальше, можно только догадываться. Главное, что система работает. Неидеально, со своими недостатками и «перестройками», но работает и на протяжении 12 лет приносит пользу людям, а, значит, делает мир немного лучше. Иначе откуда каждый год набирается больше сотни кураторов, готовых помогать первокурсникам за идею?
За помощь в подготовке материала благодарим Даниила Кускова, Илью Степанова, Дмитрия Яновского.
Виктория Иосифова