Одно из любимых занятий преподавателей: давать советы как учить и что изучать в другом предмете. Они, как правило, предназначены преподавателям не своей кафедры.
Фото: Оксана Лукманова
Самое частое замечание: объемы аудиторной работы на все дисциплины, кроме тех, которые преподаешь сам, завышены. Для отдельных предметов или областей наук советы конкретнее. По математике выделю следующие: исключить тот или иной раздел из курса; отказаться от доказательств утверждений и, особенно, теорем существования (утверждений, которые устанавливают условия существования решения задачи или математического объекта, например, производной – прим. ред). Обычно так говорят преподаватели выпускающих кафедр. Это советы с долгой историей. Я слышал их более 40 лет назад, когда обучался в аспирантуре МИЭТа: «Уберите из курса математики раздел теории вероятности и оставьте только математическую статистику, уберите теорию пределов последовательностей и функций, а оставьте производную и интеграл».
Ещё один совет математикам – обучить какому-либо навыку быстро. Это предложение появилось позже и связано с переносом начала освоения курса общей физики со второго семестра первого курса, как долго было в МИЭТе, на первый. Изучение необходимых разделов высшей математики отставало и тогда. Физику начали изучать с первого семестра, и отставание стало катастрофическим. Поэтому и возникает предложение-рекомендация математикам – научите по-быстрому студентов дифференцированию и интегрированию в начале первого семестре. Недавно это пожелание было высказано уважаемыми доцентами кафедры общей физики в «ИНверсии» №177 от 27 апреля 2017 года. Замечу, что попытки научить студентов дифференцированию и интегрированию в начале первого курса предпринимались более 25 лет назад. Преподаватели математики даже написали и издали методические пособия, но старания эффекта не дали. Не думаю, что ситуация изменилась. Скорее, возможности быстро обучить поступивших в МИЭТ школьников навыкам дифференцирования и интегрирования уменьшились. Такие советы математикам (и не только!) основываются на том, что часто человек забывает, сколько времени и трудов стоило усвоить главное в разделе науки или выработать необходимый навык (дифференцирования, интегрирования, приготовления борща, наматывания портянок). Часто, разобравшись в материале или научившись чему-то, сам не можешь потом понять, почему были неясны такие простые вещи и почему так долго пришлось учиться. Начинает казаться, что математическую статистику можно освоить без знания теории вероятностей, дифференцирование и интегрирование – не изучая теорию пределов, а умение логически рассуждать – без изучения примеров доказательных рассуждений. Ещё хуже, когда преподаватель думает, что может быстро научить других сложным теориям и навыкам, быстро и красиво объяснить, как часто говорят математики, на пальцах, хотя самого его учили долго. И учили, скорее всего, неплохие преподаватели.
Зав. кафедрой ВМ-2 C.Г. Кальней