В 1999 году получил в МИЭТе сразу два высших по специальностям: «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и «Организация и технология защиты информации». Отучился в магистратуре ИнЭУПа по направлению «Менеджмент». Стаж научно-педагогической работы более 17 лет. Герой материала – доцент кафедр ВТ и МиУП, заместитель декана МПиТК – Михаил Николаевич Пущин.
Фото из архива М. Пущина
• Родился в СССР. Нравилось, что у нас огромная страна, много национальностей. Разная культура, менталитет людей. Было интересно пообщаться с кем-то из Узбекистана, Туркменистана. Ашхабад, Багдад – родина Алладина. Всё казалось фантастическим, сказочным.
• Друзей и знакомых всё время спрашивал: «Какую книжку порекомендуешь?». Советовали они всегда самое лучшее, так что я читал только хорошие книги: каждую неделю по штуке. Нравилось, да и сейчас нравится, всё загадочное, непонятное. Фантастика, триллеры, детективы. Люблю, когда есть какая-то интрига.
• Никогда не был круглым отличником, по некоторым предметам даже получал двойки. Были пары, которые мне не нравились, не понимал их прикладного характера. Сложно в чём-то разбираться, если не понимаешь, как это работает на практике.
• Неважно, на каком направлении учишься, но лучше на техническом. Важно иметь диплом, а в дальнейшем никто не приглядывается, что в нём написано. Но обучение в вузе вставляет мозги на место. Экзамены, зачёты, это напряжение. Сам процесс, когда приходится разбираться в сложных вещах, потом здорово помогает в жизни. Высшее образование полезно для становления человека.
• Работать в свободное от учёбы время по специальности – это правильный подход. Так не всегда получается. Понятно, что если деньги нужны, то и в Макдоналдс пойдёшь. Главное тогда – не забрасывать университет.
• После института, наверное, как и все мальчишки, думал, идти или не идти в армию. Возможно, это стало одним из факторов поступления в аспирантуру. Решил, проучусь ещё немного, а там посмотрим, что получится. В итоге что-то и получилось.
• Аспирантом проходил педагогическую практику. Начинал с практических занятий у вечерников. После защиты кандидатской втянулся в этот процесс. Работая с молодёжью, сам чувствуешь себя молодым и полным сил.
•Мы тоже когда-нибудь придём к методике как за рубежом, когда студент может выбирать те предметы, которые он хочет, которые ему интересны. У нас хоть и есть предметы по выбору, но воля обучающегося очень ограничена.
• Есть сложные вещи, а есть базовые, которые вы должны знать наизусть. Если среди ночи вас спросят, сколько будет 2+2, не полезете же вы за калькулятором. Нет, им вы, конечно, тоже умеете пользоваться – но использовать его будете для более громоздких вычислений.
• Главное – уметь разбираться в сложном материале. Мы этому и пытаемся научить, даже в стандарте заложено: студенты должны работать с литературой, источниками. Мало смысла проверять знание фактического материала. Но вот построить вопросы так, чтобы понять, действительно ли человек разбирается в предмете, я смогу.
• В МИЭТе многое меняется, но иногда методы воплощения идей оставляют желать лучшего. Например, ОРИОКС. Не знаю, кто его делает, никто не рассказывает об этом: чтобы разработчиков не побили, видимо. Система правильная, нужная. Но делается всё медленно, долго и с кучей ошибок. Порой просто неудобно ей пользоваться – сотрудники мучаются, ведут контроль обучения в экселях, на бумажках. По сравнению с другими подобными образовательными системами – небо и земля. Взялись – так надо набрать большой коллектив и делать всё по-взрослому.
• В студенчестве много времени проводил с друзьями. Улетали в другие города, путешествовали, исследовали новые места. Чем дальше можно было уехать, тем было лучше. Ходили и на концерты, и в ночные клубы, пропадали ночи напролёт. Теперь уже пять лет в моей жизни только семья: столько исполнилось старшему сыну. Гуляем и развлекаемся вместе.
• Везде хорошо, а дома лучше. Была бы возможность выбирать, где родиться – выбрал бы Россию. Сложись всё иначе – не было бы моей семьи. Мне нравится, как всё складывается в жизни – в принципе, я счастлив.
• Точно знаю, что меня вдохновляет – радость окружающих. Когда вокруг все счастливы, говорят спасибо. Благодарность других людей побуждает делать мир лучше.
Павел Николенко
Пелагея Панаитова