Наша новая колонка «#БОЛЬ» – это мнения миэтовцев на волнующие их темы. Хотите написать о чём-либо? Свяжитесь с главным редактором: asblackpn@gmail.com. Или приходите лично: мы находимся в аудитории 1202а.
Авторы первой колонки – доценты кафедры общей физики А.С. Овчинников и Т.В. Морозова.
Третий год продолжается «эксперимент на выживаемость знаний» по общей физике (ОФ) у студентов кафедр ВТ и ИПОВС. Всю общую физику изучают за первые два семестра, причём аудиторная нагрузка – 64/80 часов, а самостоятельная работа студентов (СРС) – 80/100 часов.
1966 год. Первый набор студентов в МИЭТ. Курс ОФ изучали четыре семестра. Первый семестр – «Механика», второй – «Молекулярная физика и термодинамика», третий – «Электричество и магнетизм», четвёртый – «Оптика и атомная физика». Студенты использовали такие же учебники, как на физфаке МГУ.
Спустя 50 лет тот же курс длится уже два семестра. Единицами общения с преподавателями при изучении физики были семестры, сейчас – минуты! Сравните: в первом семестре на механику уделяется три семинара (270 минут), на молекулярную физику и термодинамику – один семинар (90 минут), на электричество – два (180 минут).
На СРС отводится больше часов, чем на «живое» общение с преподавателями, но и тут есть проблемы. Студенты, как правило, текст учебника не понимают и не читают. Эту привычку они приобрели ещё в школе – теперь уже очень средней.
Существенную помощь в изучении физики на первом курсе могли бы оказать математики: в начале сентября дать элементарное представление о производной и интеграле, об элементах векторной алгебры. Пока этого не происходит, изучение физики становится не просто подобно скольжению по верхам, а превращается в профанацию, в представление о том, что физика – это нечто очень сложное и никому не нужное.
Сокращение часов преподавания физики формирует специалистов без должной фундаментальной подготовки, с узким техническим кругозором, неспособных сопротивляться лженауке и мракобесию. Трудно рассчитывать, что с такими специалистами государство сделает крупный прорыв в области высоких технологий.
Давайте прислушаемся к призыву Лауреата Нобелевской премии Ж.И. Алферова: «Дорогие друзья! В этой ситуации главное – не оставаться пассивными наблюдателями многих негативных процессов, кризисных явлений в нашем образовании. Необходимо сосредоточить внимание на демонстрации честного и критического отношения к происходящему».
Преподаватели кафедры
Общей физики
доц. А.С. Овчинников
доц. Т.В. Морозова