Ночь перед экзаменом. Гора конспектов. Половина билетов впереди. Не помешала бы чудесная таблетка: принял – и материал сам откладывается в памяти. В попытках получить знания лёгким путём «прошаренные» студенты открывают для себя специальные препараты – ноотропы. Но действительно ли они могут «разогнать» мозг?
Иллюстрация: Игорь Чермашенцев
Плохая новость – до магической эффективности им ещё очень далеко. К тому же, работоспособность многих ещё не подтвердили ни одним клиническим исследованием. Желающим поэкспериментировать приходится опираться только на отзывы.
Что за зверь?
Понятие «ноотроп» происходит от греческих слов «ноос» (разум) и «тропос» (поворачивать, изменять). За рубежом этот вид препаратов чаще называют «smart drugs» – умные лекарства. Концепция ноотропных средств возникла в 1963 году, когда бельгийские фармакологи синтезировали и применили первый препарат этой группы – пирацетам. В 1972 году было установлено, что после приёма этого вещества облегчаются процессы обучения и улучшается память. Этот год открыл эру ноотропов.
Основное назначение препаратов ноотропного класса – ничуть не помочь школьникам и студентам уложить в памяти тонны информации. Изначально эффекты от применения были ориентированы на лечение нарушений функций головного мозга у пожилых пациентов. Сейчас показания разнятся: ноотропы используют для восстановления в постинсультный период, при расстройствах ЦНС, сотрясениях, а также задержке психического и речевого развития.
Много таблеток разных и …хороших?
Ноотропы классифицируются по веществу, из которого они синтезируются, и механизму воздействия на мозг. Класс рацетамов активирует глутаматные рецепторы. Они расположены по соседству с ацетилхолиновыми, ответственными за нервно-мышечную передачу. Действующее вещество влияет на них – в итоге первые «разгоняются», а вторые повышают содержание ацетилхолина. У самого коммерчески успешного препарата из этого класса, пирацетама, много имен – чаще всего он продаётся под названиями «Ноотропил», «Луцетам» и, не смейтесь, «Мемотропил». Исследования его эффективности проводились тридцать лет назад. Российская академия медицинских наук РФ в 2007 году признала пирацетам «устаревшим». Впрочем, это не мешает ему быть сметаемым с полок из-за низкой цены и «вирусности» в студенческой среде.
Советские учёные в поисках «допинга» для космонавтов доработали молекулу пирацетама. Это позволило повысить её проходимость через гематоэнцефалический барьер (далее – ГЭБ) – своеобразный фильтр между кровью и мозгом. ГЭБ сохраняет химическое равновесие нервной системы, но затрудняет лечение заболеваний. Синтезированный препарат носит название «Фенотропил» и стоит в разы дороже. На то есть свои причины – его сложнее производить, и по некоторым данным он эффективнее своего «родителя» в 30-60 раз. Слово «допинг» здесь употреблено не случайно – фенилпирацетам внесен в списки всемирного антидопингового агентства (ВАДА) под названием «Карфедон». Тех, кто считает это доказательством его работоспособности, спешим огорчить – ВАДА вообще не важно, работает ли препарат, используемый спортсменами. Что известно наверняка – фенотропил имеет лёгкое психостимулирующее действие и его крайне не рекомендуется принимать ближе ко сну: можно познакомиться с бессонницей.
Кто не слышал про крохотные сладкие таблетки в упаковке-конвертике? Конечно, речь идёт о глицине. Глицин – ничто иное, как простая аминокислота, которую наш организм синтезирует самостоятельно и получает с пищей. Производители заявляют, что помимо ноотропного эффекта глицин также снимает раздражительность и стресс, а также успокаивает и даже противостоит девиантному поведению детей и подростков. К сожалению, при применении внутрь глицин разлагается печенью на простые составляющие. Подъязычное применение позволяет ему частично попасть в кровь, но и здесь ГЭБ сводит его действие на нет.
Также в среде экспериментаторов почётное место занимает гамма-амино-бета-фенилмасляная кислота, проще – «Фенибут» – еще одна отечественная разработка «для космонавтов». Он улучшает передачу нервных сигналов в ЦНС. Подобное действие считается ноотропным, хоть препарат и разрабатывался для другой цели – фенибут относится к классу транквилизаторов, по-простому – успокоительных. У него есть две неприятные особенности – во-первых, «синдром отмены» (как почти любое успокоительное, фенибут вызывает привыкание), во-вторых, негативное влияние на здоровье желудка.
На заметку интересующимся: не все препараты, разрешённые в России, продаются без рецепта. А многие из тех, что популярны у студентов за рубежом, мы даже не рискнём описать в статье – в нашей стране они запрещены.
Работа над ошибками
Спорам об эффективности ноотропов не видно конца. Кто-то утверждает, что они работают на уровне плацебо, кто-то божится о потрясающих результатах в короткие сроки. Но одно можно сказать точно – как и любое лекарство, ноотропы нужно принимать надлежащим образом. Вот небольшие советы для тех, кто любит проверять всё на себе:
– Ноотропы в своём большинстве – курсовые препараты. Они постепенно накапливаются в организме и начинают работать только спустя 3-4 недели. Не стоит надеяться на таблетку за день-два до экзамена.
– Пить ноотропы, не занимаясь умственными нагрузками и рассчитывать на положительный результат – всё равно, что стоять рядом со включённой беговой дорожкой. Делайте упражнения на память, счёт, воображение, скорость реакции.
– Недостаточно просто заниматься головой – организм требует всестороннего ухода. Отсутствие стабильного режима сна и неправильное питание склоняют чашу весов, делая ноотропы пустышкой.
Личный опыт
Я пробовал ноотропил зарубежного производства. Принимал согласно инструкции, упаковки хватило на две недели. Не могу сказать, что плотно занимался собой во время курса – просто жил в привычном ритме. Заметил общее повышение настроения, но возникли сложности с засыпанием после вечернего приёма. Улучшения памяти не почувствовал, вероятно, из-за того, что 15 дней – слишком маленький срок для наступления эффекта. Да и проверить себя не пришло в голову. Не скажу, что расстроен, возможно, когда-нибудь попробую в более плодотворных условиях.
Игорь Чермашенцев