Фото из архива Ю.А. Третьяченко
За работой всех устройств в нашем вузе чутко следят люди, которые общаются с техникой как с живым человеком – сотрудники отдела технических средств обучения (ТСО). Мы поговорили с начальником ТСО, выпускником Вечернего МПиТК’03 Юрием Алексеевичем Третьяченко о проблемах, задачах и работе его отдела.
– Как Вы попали в отдел технических средств обучения?
– В 1977 году я пришёл в МИЭТ на кафедру гибридных интегральных схем (сейчас ПКИМС, – прим. ред.) в качестве высококвалифицированного рабочего. Через два года перевёлся в ТСО – там работа была более творческая и интересная. На тот момент в ТСО было больше 20 сотрудников, каждых из них занимался своим делом. Например, лаборанты-киномеханики в поточных аудиториях в первом корпусе обслуживали киноаппараты, звукоусилители, эпи- и диапроекторы. Поначалу я и занимался аппаратами для просмотра фильмов. Перед началом лекций мы переставляли катушки с киноплёнкой и переключали запись с одной ленты на другую.
Это оборудование находилось в специальных комнатах с «окошком» в аудиторию – киноаппаратных. Через отверстие в стене можно было увидеть, что творится в зале. Потом уже в вузе появились видеокамеры.
– Камеры? Для чего они в аудиториях?
– Для того, чтобы наблюдать за оборудованием. Также их используют для дистанционного обучения. А раньше под камеру вообще делали перекличку.
Сейчас мы планируем установить ещё несколько камер на задние ряды. Можно будет записывать занятия и делиться ими с коллегами из других вузов.
– Чем Вы занимались на протяжении стольких лет работы в МИЭТе?
– Для меня в нашем вузе всегда находилось занятие: что-то подключить, починить, установить. На Олимпиаду 1980 года МИЭТ закупил аппаратно-телевизионное оборудование. Я готовил помещения для монтажа: прокладывал кабели, устанавливал телевизионные блоки.
Участвовал и в создании помещения будущего МИЭТ-ТВ. Для увеличения высоты стен в студии мы убрали подвесные потолки, для улучшения акустических характеристик в съёмочном павильоне – натянули несгораемое полотно. Стены облицевали перфорированными панелями, между помещениями поставили стекло. Практически в том же виде студия находится и сейчас.
В 2001 году с коллегами починил часы, которые находятся над главным входом в МИЭТ. На тот момент они не работали больше 20 лет. Программу работы этих часов я описывал ещё в своей дипломной работе, но занимаюсь ими до сих пор. Наш отдел контролирует функционирование и передвижение стрелок.
– Что изменилось в техническом оснащении вуза за время Вашей работы?
– Сейчас стены первого корпуса «усеяны» плазмами. А в конце 70-х годов ещё не было бытовых видеомагнитофонов, тогда отдел ТСО приобрёл промышленный «Электрон-2». Материалы записывали на магнитную ленту шириной 50 миллиметров, а катушка ленты с полнометражными фильмом весила 15 килограммов. В МИЭТе было всего четыре телевизора, не считая аудиторных: два в холле и два в буфете. В 1979 году с видеомагнитофона на них уже транслировали диснеевские и отечественные мультфильмы, новости и фильмы. Это сделали, чтобы студенты во время больших перемен не толпились в столовой.
В 1981 году вуз закупил оборудование для двухкамерной телевизионной студии. Уже через год начались съёмки фильмов для учебного процесса. Большую часть времени в этот период мы с М.М. Балашовым записывали и монтировали фильмы на двух видеомагнитофонах «Кадр ЗПМ». Учебной тематикой и режиссурой занимались Т.Я. Берестенко и К.А. Карганова. С.А. Сорока оказывала режиссёрскую и руководящую помощь студентам-активистам, которые снимали студенческие передачи.
В поточных аудиториях на рядах были установлены тумблеры. Лектор задавал вопрос, и обучающиеся выбирали ответ «да» или «нет». У преподавателя высвечивался результат, и он видел усвояемость учебного материала. Это была хорошая задумка – хочется, чтобы и сейчас такое использовали.
Было и много других интересных технологий, но они стали ненужными с появлением компьютеров. К примеру, раньше у преподавательского стола на штативе стояла камера. Лектор подкладывал листок с конспектом, в кадр попадали шесть-семь строк, и по ходу занятия студенты писали текст с телевизора. Доски в лекционных двигались вверх-вниз. На одной писали текст и отправляли вверх, с другой стирали. Сейчас уже так много не пишут – на смену доске пришли мультимедиа-презентации.
– Сейчас к телевизорам в лекционных аудиториях студенты подключаются во время занятий и включают свои видео. Почему эту возможность изначально не заблокировали?
– Диспетчеры в ТСО на контрольном мониторе видеонаблюдения часто наблюдают такую ситуацию. Изначально мы вообще хотели, чтобы студенты могли давать обратную связь лектору через приложение на телефоне. Но идея не удалась. Сейчас думаем над тем, как нам оставить доступ для преподавателя и закрыть его для всех остальных. Не хотелось бы наказывать студентов.
– С какими сложностями сталкивается ТСО?
– Проблем в отделе много, а людей, желающих работать в отделе, очень мало.
Многие трудности не связаны с нами, но именно нам приходится их решать. Мы помогаем преподавателям грамотно подавать материал, используя современное оборудование.
Прежде в институте был методический кабинет, где сотрудники учились правильно работать с новыми технологиями, а в аудиториях была кнопка вызова сотрудника ТСО. Сейчас у нас есть только камеры, через них видно хорошо, но ничего не слышно. Поэтому ТСО может отреагировать на проблему не сразу.
– Почему при входе в институт не работает один турникет?
– Там плитка лежит неровно. Отремонтировать полы в холле планируют летом, поэтому по поводу турникета пока ничего не предпринимаем. Но проблему знаем и решим.
– Над чем сейчас трудятся работники отдела ТСО?
– Недавно пришёл образец электронной кассы для столовой – подобные устройства установлены сейчас в сетях быстрого питания. Изучаем, думаем, как добиться наилучшей работы и сделать интерфейс достаточно простым для всех.
Также переходим с аналогового телевидения на цифровое. В аналоговом телевизоре звук и изображение шло вместе. На новом оборудовании звук тормозит, и студентам тяжело воспринимать информацию.
Валерия Смирнова