Благотворительный фонд Владимира Потанина – один из первых частных фондов в современной России. Уже 18 лет он поддерживает масштабные программы в сфере образования и культуры. «Что мне до этого?» – скажете вы. С 2000 года стипендии и гранты фонда получили 26 тысяч студентов и 2 тысячи преподавателей.
Долгосрочные стипендиальные и грантовые программы адресованы талантливым студентам и преподавателям вузов России. Конкурсы проводятся ежегодно в течение учебного года: стартуют в начале осени и завершаются весной.
Мы расскажем, как проходил конкурсный отбор в этом году и каким образом студентам МИЭТа удалось получить стипендию Потанина.
I
Первый тур конкурса – заочный. Для участия заполните заявку на официальном сайте fondpotanin.ru. Вам потребуется:
– копия диплома о высшем образовании
– рекомендация научного руководителя, изложенная в свободной форме
– научно-популярное эссе на тему личной диссертации
– мотивационное письмо
Огорчим студентов-бакалавров: с 2013 года в Стипендиальной программе выделяются гранты только если вы учитесь в магистратуре. Руководители фонда обуславливают это тем, что магистранты в полной мере осознают, чему они учатся и зачем. Поэтому особое внимание уделите теме диссертации.
Александр Суслов (МЭ-12): Эссе – пожалуй, самое сложное, что надо было сделать. На первом курсе магистратуры мало кто знает, о чём будет диссертация. Я продолжил тему бакалаврской работы: «Разработка коротковолнового инфракрасного комплекса широкоформатной мультиспектральной аппаратуры». На мой взгляд, жюри «зацепила» масштабность и оригинальность идеи. Комплекс необходим для удалённого зондирования Земли в тяжёлых климатических условиях. В связи с тем, что интенсивность рассеивания атмосферой электромагнитного излучения коротковолнового ИК-диапазона существенно меньше, чем в видимом спектре, использование такой аппаратуры позволит наблюдать подстилающую поверхность при дымке, смоге, пыли, тумане; находить полезные ископаемые; определять облачные зоны на фоне других ярких объектов (например, снега); да и в целом сильно облегчит жизнь картографам, спасателям, геологам и не только.
Антон Другов (ВМ-12): Диссертация на тему моделирования критического тока в плёнках высокотемпературных сверхпроводников. Скорее всего, жюри удвивило то, что обычно подобными темами занимаются профессора. Студенты таким редко увлекаются. Суть проста: «сверхпроводник» – материал, который проводит ток без потери энергии. Данный материал используют в ускорителях частиц и установках термоядерного синтеза. Также в Японии был создан прототип поезда на магнитной подушке, в основе которого – сверхпроводники.
Михаил Куракин (ИЭМС-11): Я описал то, чем занимаюсь на работе: исследование паразитных компонентов металло-керамического корпуса. При работе микросхемы, особенно в СВЧ диапозоне, возникает влияние паразитных ёмкостей, индуктивностей самого корпуса. Чтобы нивелировать его, мы исследуем корпус без микросхемы и корректируем процесс разработки устройства.
Не менее важно мотивационное письмо. Что вы из себя представляете? Почему именно вы должны пройти на очный отборочный тур? Зачем вам нужна поддержка фонда?
Михаил: Сам не знал, что писать. Решил рассказать об активистком опыте. Долго был вожатым: со школы и до первого курса летом ездил по две-три смены. Был диджеем – тут же появился опыт проведения мероприятий. В университете помогал в проведении нескольких конкурсов: организовывал, выступал. Играю за футбольную сборную – к старшим курсам пришлось выбирать, либо спорт, либо актив. Выбрал спорт.
Антон: Упор был на то, что студенты в наше время занимаются либо учатся, либо сразу уходят работать. Мало кого затягивает научная сфера. Также я написал о том, что молодое поколение нужно с малых лет приучать к науке..
Александр: Рассказал, чем занимаюсь, где работаю, учусь. Поразмышлял на тему лидерства. Для чего мне нужна поддержка фонда и чем планирую заниматься дальше.
Заявки участников систематизируются, получают рецензии и оцениваются экспертным советом. О результатах можно узнать на своей электронной почте или на сайте благотворительного фонда.
II
Второй этап (очный) – деловая игра на целый день. Он проходит в нескольких городах страны, максимум 200 участников в одном. Для каждого кандидата составляется карта-лист прохождения семи этапов. Идея в том, что каждый раз образовываются другие команды из случайно выбранных людей. Эксперты оценивают действия каждого. Если задание выполнено успешно, они имеют право дать команде т.н. добромонеты. Как их распределить среди участников – решает команда сама.
I. Рынок идей. 13 социальных тем, надо выбрать одну, разработать идею за 15 минут и за 5 минут «продать» идею эксперту. Рассказать об актуальности, о выходе на рынок, о применении. Задача – сгенерировать за час как можно больше идей.
Антон: Одними из критериев оценки на очном этапе был лидерский потенциал, целеустремленность и организаторские способности. Важно было не самому хвататься за решение задачи, а грамотно разделить обязанности: ты – пиши, ты – разговаривай, вы – рисуйте, а я вас буду координировать..
II. Игровой суд. Даётся проблема: например, «Высшее образование убивает низкоквалифицированные кадры». Каждому из участников отводится определённая роль. Подготовка около 15 минут. Дальше, как по-настоящему: суд, присяжные, свидетели, защита и обвинение. Идея в том, чтобы донести свою точку зрения, поспорить, подискутировать.
Михаил: Основная сложность не в том, чтобы что-то придумать или доказать. Ты работаешь в коллективе из 20 с лишним человек. На отбор приехали лучшие. У каждого своё видение задачи. Самое сложное – договориться с людьми, которых ты впервые видишь.
III. Игровые шахматы. Полотно рассчитано так, чтобы на нём стояли люди: большая простыня размером 6х6, раскрашенная в чёрно-белые клетки. Игроков – человек 15-18. Цель: используя шахматные ходы, поставить фигуры за 20 минут в положение, которое дано в задании.
Антон: Можно не быть лидером, но достаточно громко разговаривать, и тебя уже считают человеком, который поведёт за собой всех. Понимал, что нужно создавать ситуации, чтобы все смотрели на тебя, чтобы все тебя слушали. Этому правилу я следовал практически на всех этапах и во мне увидели этого самого лидера.
IV. Круглый стол. Участники в роли совета директоров. По легенде, решается судьба провинившегося сотрудника. Можно задавать эксперту наводящие вопросы, а он на них отвечает. В результате надо решить, какие применить санкции, надо ли их вообще применять.
Михаил: Когда я ехал туда, был нацелен пройти отбор. Но когда попал в эту атмосферу, у меня не было времени думать, как нужно себя вести – просто старался выкладываться по-максимуму.
V. Повтори мелодию. Озвучивается мелодия на минуту. В распоряжении команды настоящие музыкальные инструменты. За 10-15 минут надо максимально похоже сыграть услышанную мелодию, задействовав все инструменты и всех людей.
Александр: Думаю, что как нас оценивали, останется загадкой. Списка критериев никто не озвучивал. Трудностей особо во время игр не почувствовал. Нельзя теряться: не получилось в одном конкурсе – переключайся на новый и покажи себя там на все 100%.
VI. Немое кино. 5 минут фильма без звука. За 15-20 минут надо всей командой придумать озвучку.
Михаил: Надо просто уловить какую-то идею. Эксперты нам усложнили задание: мы вроде распределили озвучку по очереди, по 20 секунд. Они решили, что будет слишком легко и начали спрашивать рандомно людей. Полнейшая импровизация.
VII. Город. Вновь собравшаяся команда должна обустроить и представить свой район. Даётся два больших листа – карта района. На добромонеты можно купить наклейки зданий и построек: больницы, зоопарки, жилые дома. Районы всех команд склеиваются в один город.
Михаил: Вообще не представлял, как распределятся эти места, все ребята очень достойные. Как бы сливки общества. Думал, всё будет весьма субъективно со стороны экспертов. Но к результатам отбора они прислали каждому личностную характеристику. Видимо, эксперты-профессионалы, могут даже с таким большим количеством людей работать.
***
По результатам второго тура стипендию Потанина получат 500 студентов.
Антон: Деньги потрачу на конференции – как в научной сфере, так и профессиональной. Участие стоит недёшево, но, между тем, принесет много пользы.
Александр: Университет даёт знания, но иногда их не совсем достаточно. Думаю потратить деньги на платные курсы по обучению и демонстрации новых САПРов по 3D-моделированию. Было бы неплохо подтянуть и иностранный язык, он то уж точно никогда лишним не будет.
Михаил: Заканчиваю магистратуру, поэтому думаю, что стоит откладывать деньги. Скоро придётся решать разные бытовые вопросы.
Пелагея Панаитова
Алексей Смагин