Сессия – одно слово и столько эмоций. Это особенный период, полный курьёзных и удивительных историй, о которых можно вспоминать всю жизнь. Студенты и преподаватели МИЭТа рассказали нам, как они списывали на экзаменах, чего боялись и как готовились.
Фото: Сергей Игнатов
– Расскажите о первой сессии которую сдавали/принимали.
– Студентка ПрИТа, третий курс: Перед сессией много паниковала, но быстро «просекла фишку». Всегда сидела в первых рядах и делала вид, что умная. С домашками мне помогал друг, а на парах кивала преподавателю и пыталась отвечать, зарабатывая автомат.
– Дмитрий Викторович Стрекопытов, ассистент кафедры ВТ: В начале преподавательской деятельности принимал экзамен по дисциплине, которая в тот год читалась сразу двум курсам факультета МПиТК, это почти 400 человек. Экзамены и зачёты принимали чуть ли не каждый день. Сложно было, зато сразу какой опыт.
– Студентка ИнЭУПа, второй курс: Это единственная сессия, к которой готовилась днями и ночами. На экзамен по матанализу пришла за полтора часа, и в 7:30 стояла у аудитории.
– Ирина Юрьевна Привалова, доцент ФСиП: На первом экзамене в роли преподавателя я ощущала все переживания своих подопечных – чувство эмпатии к студентам зашкаливало. Из-за сострадания к экзаменуемым я поставила всем оценки «хорошо» и «отлично». Необычайно высокая оценка знаний группы не прошла мимо глаз руководства кафедры. Со мной поговорили и призвали к более ответственному выполнению роли преподавателя.
– Есть много студенческих примет. В какие вы верите/верили?
– Студент МПиТК, первый курс: Слышал, что нельзя ставить первым зачётом физкультуру. Не знаю, работает ли, но на всякий случай не рисковал.
– Татьяна Владимировна Соколова, доцент ВМ-1: Главная примета у студентов – попасть в первую десятку вошедших в аудиторию. Про приметы преподавателей не знаю. Но есть одно тщательно маскируемое желание – побольше положительных оценок поставить.
– И.Ю. Привалова: В студенческие годы мне казалось, что сдавать экзамен в маминой кофточке, а она у меня очень хорошо училась, к удаче.
– Д.В. Стрекопытов: Не примета, но забавный факт: замечаю, что ребята, собирающиеся списать, садятся на одни и те же места.
– Как справлялись с эмоциями?
– Алексей Леонидович Переверзев, заведующий кафедрой ВТ: Отвлечься и успокоиться мне всегда помогала разная, не всегда спокойная, музыка. Студенческие времена пришлись на расцвет nu metal и rapcore.
– Студентка ЭКТ, четвёртый курс: На первом-втором курсе всегда волновалась. К третьему успокоилась, начала задавать себе вопрос: «И что страшного может случиться?». Опозорюсь перед преподом – мне не привыкать, да и ему тоже. Получу тройку – можно повысить, завалю – пересдам. Свои нервы и знания важнее экзаменов. Это тот ещё аттракцион, где оценка зависит от случая.
– Т.В. Соколова: Да какие там эмоции на сессии? Не смешите мои тапочки! Это рутина. Разобрался – сдал. Ну если уж совсем психика неустойчивая, то помогут физические нагрузки: зимой на лыжи, летом бег или окна хотя бы помыть.
– Что главное в преподавателе/студенте?
– Студент ИнЭУПа, второй курс: Главное, чтобы с ним можно было выйти на контакт, поговорить. Ну и чтобы объяснял доступно.
– А.Л. Переверзев: Стремление к саморазвитию, желание связать теорию с практикой. Преподавателям интересно работать с такими ребятами.
– Студентка ПрИТа, третий курс: Важно знание своего предмета. Если преподаватель хорошо его знает, то и рассказывает интересно.
– Максим Николаевич Назаров, старший преподаватель ВМ-1: Самое главное в студенте для меня – сообразительность. Невозможно знать всё дословно. Человек должен уметь соображать, выводить, решать задачи умом, а не просто заучивать.
– Студент ЭКТ, четвёртый курс: Заинтересованность в собственном предмете. Если человек не достиг чего-то в этой области, чему он может научить? Сухим фактам тридцатилетней давности?
– Какую самую необычную шпаргалку вы делали/находили?
– Д.В. Стрекопытов: Как-то раз на экзамене, не привлекая ни малейшего внимания, студент сел готовиться за первую парту. Никто бы ничего не заметил, если бы из плеера не выскочил штекер наушников, и дикторский голос не возвестил на аудиторию: «Устройство управления предназначено...»
– Студент МПиТК, первый курс: Делаю маленькую книжечку с самым сложным для запоминания. Её можно спрятать где угодно. Иногда ещё сверточки в косички прячу.
– И.Ю. Привалова: Шпаргалки – полезное изобретение. Когда была студенткой, готовила рукописные формата А5 на каждый экзамен, правда пользоваться ими не всегда могла. Я даже рекомендую своим студентам делать шпаргалки. Списывание на экзаменах не считаю криминалом – у преподавателей много способов проверить реальный уровень знаний.
– Студентка ИнЭУПа, второй курс: Исписала весь пенал формулами. Стирать не стала, прикольно смотрелось. Шпаргалками пользуюсь только в самых крайних случаях, а их много бывает.
– Т.В. Соколова: Уже никакими «шпорами» не удивишь. Радуюсь написанным рукой. А самая замечательная история связана с телефоном. Мобильники только появились и были редкостью. На вступительном экзамене захожу в дамскую комнату и слышу из кабинки:
– Папа, чему равен косинус 60 градусов?
– Буль...
А вот мы, когда учились в университете, шпоры не писали – просто шли на экзамен с лекциями. Зимой в Новосибирске парень в толстом свитере или девушка в валенках не вызывали подозрений. А сколько там под ремнем, да в каждом валенке тетрадок помещалось.
– Студентка ЭКТ, четвёртый курс: Использовала, даже если хорошо подготовилась. Нет смысла волноваться, если в любой момент можешь списать. Обычно надиктовываю билеты, загружаю на iPod и прослушиваю при необходимости. Руки чисты, и лишних бумажек нет.
– М.Н. Назаров: Встречались забавные случаи, когда студенты делали шпаргалки на резинках, и они начинали у них рассыпаться. Сам в студенчестве их не делал – легко заметить, да и доставать неудобно. Я делал лучше – писал сразу готовые ответы на подходящих бланках.
Сергей Игнатов