Для студентов предметы кафедры высшей математики становятся главным испытанием и самым ярким воспоминанием об учёбе. Какой путь прошло подразделение за полвека? Преподаватели ВМ-1 и ВМ-2 рассказали «ИНверсии» о том, как делили кафедру, начинали выпускать «приматов», и почему в МИЭТе нет суперкомпьютера.
Фото из архива
С основания МИЭТа студентов обучала единая кафедра высшей математики, первым её заведующим был Валерий Александрович Максимов. В таком виде она просуществовала до 1982 года – кафедру разбили на две независимые. «Профессоров пополам, доцентов пополам, мужчин и женщин пополам, членов КПСС пополам», – шутят преподаватели.
Инициаторами разделения выступили второй заведующий кафедрой ВМ Александр Васильевич Ефимов и декан физико-технического факультета Яков Степанович Бугров. Основная причина – программы подготовки студентов на приборостроительных, МПиТК и АиЭМ (сейчас ИТС), и технологических, ФТ (ЭКТ) и ФХ (ИТС), факультетах отличались. К тому же кафедра ВМ была самой большой – насчитывала около 50 преподавателей.
Различие предлагалось закрепить в названиях: «Кафедра высшей математики для приборостроительных специальностей» и «Кафедра высшей математики для технологических специальностей». В министерстве высшего и специального образования СССР посчитали их слишком длинными и посоветовали назвать кафедры ВМ-1 и ВМ-2.
Заведовать первой остался Александр Васильевич, а ВМ-2 возглавил Яков Степанович. Позже на обеих кафедрах началась разработка и внедрение отдельных дисциплин: дискретной математики, теории алгоритмов, численных методов. Изначально элементы этих предметов изучались в курсах линейной алгебры, математического анализа и дифференциальных уравнений.
ВМ-1
Александр Васильевич Ефимов сумел сформировать замечательный коллектив и рабочую атмосферу. У заведующего кафедрой было правило: новый преподаватель, чтобы получить рабочее место, проводил пробное занятие. Профессор ВМ-1 Игорь Борисович Кожухов в своё время вёл семинар по степенным рядам. Под руководством А.В. Ефимова в МИЭТе начались исследования в области цифровой обработки информации – сигналов и изображений. Впоследствии научную работу на кафедре в этой области возглавил профессор ВМ-1 Сергей Владимирович Умняшкин. «При Ефимове также кипела научная работа и массово защищались диссертации. Некоторые из его бывших аспирантов, Виктор Васильевич Лесин, Елена Владимировна Ржавинская, сейчас работают на кафедре», – вспоминает И. Б. Кожухов.
С годами менялись факультеты и специальности, но основная структура вуза оставалась прежней. Кафедры высшей математики были общеобразовательными – собственных специалистов не готовили. В 1989 году заведующим ВМ-1 стал Алексей Сергеевич Поспелов. У него была мечта: обучать по специальности «прикладная математика». В течение десяти лет он продвигал эту идею, в том числе в министерстве, и добился успеха. В 1998 году направление подготовки открыли на факультете МПиТК, и кафедра стала выпускающей. Позже появилась магистратура по направлениям «Математические методы и моделирование в естественнонаучной и технической сферах» и «Цифровая обработка сигналов и изображений».
Сейчас сотрудники кафедры преподают общеобразовательные предметы на факультетах МПиТК и Вечернем. С 2010 года заведует ВМ-1 Александр Александрович Прокофьев. За последние пять лет кафедра подготовила много научных кадров: защищено десять кандидатских и одна докторская диссертация. В 2013 открыли Научно-образовательный центр «Компьютерное зрение и семантический анализ изображений». Одной из самых значимых работ кафедры стал «Сборник задач по математике для втузов в 4-х частях». В разное время издавался под редакцией зав. кафедры А.В. Ефимова, А.С. Поспелова, Б.П. Демидовича. Учебник широко известен вне МИЭТа, переведён на английский, французский и испанский, в 2014 году вышло шестое издание.
ВМ-2
Яков Степанович Бугров заведовал ВМ-2 с момента основания на протяжении почти десяти лет. Написал в соавторстве с академиком С.М. Никольским базовый трёхтомный учебник для инженерно-технических институтов «Высшая математика: Учебник для вузов», который неоднократно переиздавался и переведён на несколько иностранных языков. За его разработку авторы в 1987 году были удостоены Государственной премии СССР.
Заведующий кафедрой на экзаменах по читаемому им курсу «Основы математического анализа» проверял способность студента рассуждать. Задачи предлагал в случае «вытягивания» студента на тройку. Бугров часто говорил нерадивым ученикам: «Я готов поставить тебе тройку только за то, что ты пришёл на экзамен с осознанием своих ошибок, но что будем делать в следующем семестре? Второй раз прощения грехов не будет».
Он сочетал требовательное и доброжелательное отношение не только по отношению к студентам, но и к сотрудникам кафедры. «В конце “разбора полётов” Яков Степанович произносил завершающую фразу: “Работа закончена. Теперь выпьем чаю и обсудим другие вопросы”. В дальнейшем разговоре уже не было возникшего при обсуждении проблем напряжения», – делится воспоминаниями заведующий ВМ-2 Сергей Григорьевич Кальней.
Второй заведующий кафедрой ВМ-2 С.Г. Кальней руководит ей до сих пор. Сейчас преподаватели ведут научные исследования по проблемам высшего образования, исследованию и математическому моделированию физических явлений в конденсированных и сплошных средах. Кафедра обучает студентов факультетов ЭКТ, ИТС, ПрИТ, ИнЭУП. Помимо традиционных дисциплин высшей математики читает курсы по дискретной математике, численным методам, методам оптимизации.
Эволюция техники
В МИЭТе с самого начала ставилась задача использовать вычислительную технику в учебном процессе. По математике в рамках курсовой работы студенты обязательно проводили расчёты с использованием перфокарт на ЭВМ в вычислительном центре вуза. В середине 80-х годов лабораторные работы выполняли на базе программируемых калькуляторов, для этого к каждому столу в аудиториях 3240, 3242, 3244 подвели электричество. Благодаря внедрению персональной техники в обучение за 10-15 лет кафедры прошли путь от перфокарт и калькуляторов до персональных компьютеров IBM PC с использованием Интернета.
На кафедрах ВМ-1 и ВМ-2 занимаются исследованиями в основном в области приложений математики. Они требуют не столько сложных вычислений, сколько понимания методов и возможности их применения к прикладным задачам. «У нас никогда не возникало таких задач, где нужен суперкомпьютер <…> В учебных целях он не нужен. Лучше развивать математический аппарат», – объяснил А.А. Прокофьев.
***
Дисциплины кафедр ВМ-1 и ВМ-2 считаются самыми сложными. В математике не пройдёт «я так вижу». Термины чётко определены, доказательства – логически обоснованы, арифметика – идеальна.
Виктория Иосифова
Павел Николенко
Иван Терентьев
Благодарим И.Б. Кожухова, С.Г. Кальнея и А.А. Прокофьева за помощь в подготовке статьи.