Вы когда-нибудь видели поющий асфальт? Телефон, который сходит с ума от старости? Так выглядят работы художников в стиле DIY и техноарт.
«Гитара-робот»
Техноарт – это новое направление искусства, которое объединяет художников, инженеров и программистов. Его последователи работают не с красками, деревом или кожей, а с программным кодом и электронными компонентами. В их руках технический механизм приобретает эстетические свойства. Болты и гайки преображаются в скульптуры, а ржавые поверхности становятся живописью.
Открытый доступ
С 10 ноября по 11 декабря в Электромузее в Ростокино проходила выставка «Техноарт. Искусство с открытым кодом». Посетители могли увидеть более пятнадцати интерактивных объектов в стиле DIY и техноарт. А также экспонаты open source electronics – электронику с «открытым дизайном». Любой желающий мог её изучить и даже повторить.
Инсталляции создавали российские художники. Они использовали неординарные материалы: Анастасия Алёхина выполнила диораму из упаковочного картона, а группа «Прототип» изготовила гусли с асфальтовой основой.
Часть экспонатов была интерактивной. Например, для взаимодействия с композицией Бориса Шершенкова «Сетевой барельеф» нужно перемещать электроакустические преобразователи по его поверхности. Видоизмененные блоки питания и приборы сетевой связи создают рельеф электромагнитной поверхности, и получается звуковая композиция. Владимир Дёмин работал над «Гитарой-роботом» с 1988-го года. Его изобретение воспроизводит музыкальные композиции по выбору пользователя: от AC/DC до Бетховена. Чтобы перестроиться с одной мелодии на другую, аппарату требуется двадцать секунд. Как говорит автор: «для прослушивания живого гитарного звука не обязательно уметь играть на гитаре».
С помощью «Акупунктуры звуком» Максима Калмыкова можно осязать музыку. Инструмент – это деревянный блок с металлическими иглами, преобразующий звук в механическое движение иголок. Прикоснувшись, посетитель ощущает слабое покалывание в ладонях.
DIY-книга «Искусство»
Звуковое искусство
В одном из залов Электромузея действует SA))_gallery – первая в России площадка для прослушивания аудио-инсталляций и звуковых скульптур. На выставке представили работы «Пять циклов» Александра Сенько и «Орфей. Песнь китам» Сергея Филатова.
Продолжительность и положение звуков аудио-инсталляции в пространстве соответствуют значениям математических функций. Благодаря изменению длительности звучания и одновременному воспроизведению несколько звуковых последовательностей с разными периодами получается бесконечное множество сочетаний.
Каждый посетитель полутемной галереи воспринимал инсталляцию по-своему: первому она напоминала звуки пещеры, второй слышал завывание метели, а третий – рокот дыхания спящего дракона.
Музыку скульптуры «Орфей. Песнь китам» создаёт переменное магнитное поле, воздействующее на вертикально натянутые струны. Поле формируется за счет изменения скорости вращения маховика относительно неодимовых магнитов. Звучание отдалённо напоминает пение китов. Помимо «Орфея» Сергей Филатов создал пять звуковых скульптур. Ещё в портфолио автора есть шесть полевых записей. Среди них – звуковой ландшафт муравейника и композиция «Движение частиц», в основу которой легли записи процесса обработки вина.
Что ещё посмотреть?
Стоит посетить электромузей в Ростокино – пространство для выставок произведений медиа-искусства. Кураторы галереи популяризуют медиа-арт и поддерживают российских художников, работающих в этой области. В музее действуют образовательные студии для детей и подростков, проходят мастер-классы, перформансы, выступления саунд-артистов.
15 декабря в Электромузее открылась выставка «Дух и цифра», посвященная классическим религиозным и духовным темам в искусстве цифровой эпохи. Среди участников – как российские художники, так и зарубежные.
В SA))_gallery представят звуковую инсталляцию Екатерины Решетниковой «Исключение». Посетить выставку можно до 29 января.
Евгения Давыдова