Очень много поздравлений! Вчера завалили цветами в аэропорту. Уже вторая ночь без сна, эмоционально выжаты, но всё равно это самая приятная часть!», – рассказывает Галина Арсенькина (выпускница ИнЭУП’2013). В ноябре в составе женской сборной России она выиграла чемпионат Европы по кёрлингу и делится с «ИНверсией» своими впечатлениями.
Фото из личного архива Г. Арсенькиной
Ещё вчера были редкие солнечные дни в Шотландии, а сегодня – родные метели и морозы. После моих поздравлений чемпионка рассказывает, как её встретили дома с новым титулом.
– Ожидали такого успеха?
– Мы планировали попасть в четвёрку и не сомневались, что сможем это сделать. Следующие игры были напряжёнными, как получится – не загадывали. Особенно тяжёлым был финал. Преимущество последнего броска оставалось за соперницами – в такой ситуации можно надеяться только на их ошибку.
Я уже сняла перчатку для рукопожатия, поднимаю голову и вижу, что камень не проходит. Победа за нами! Конечно, это ощущение не передать.
– Ваша команда впервые участвовала в чемпионате Европы. Что помогло справиться со стрессом?
– С нами работала ментальный тренер. Это Елизавета Кожевникова, в прошлом великая спортсменка-горнолыжница.
Мы все умеем играть в кёрлинг. На это потрачено много лет, сил. Но взрослых серьёзных соревнований ещё ни у кого не было. Поэтому было важно побороть себя, научиться играть с твёрдыми руками и коленками. Елизавета своим опытом – жизненным, спортивным – помогала как никто другой. Для нас всё было новое.
– Вернемся в прошлое. Как Вы пришли к кёрлингу?
– В детстве занималась фигурным катанием. Пришла в него поздно, но делала успехи. Постоянные тренировки: лёд – школа, после школы снова на лёд. Продолжить помешала травма. Это был шок. Врачи сказали, что дальнейшие занятия нанесут вред моему здоровью.
Я ударилась в учёбу, но родители видели, что без спорта никак. Решением стал кёрлинг. Вообще это обычная практика: многие уходят в кёрлинг, если с другим спортом что-то не сложилось. Это нетравмоопасная игра без возрастных ограничений и, к тому же, интересная.
– Я слышала, кёрлинг сравнивают с шахматами.
– Да, есть такое. Дело в том, что игра ведётся стратегически. От броска к броску, от энда к энду (энд – игровой период, – прим. ред). Решение, что нужно делать – защищать или атаковать, – принимает капитан команды. Конечно, в шахматах мимо клетки не промахнуться. Кёрлинг отличается тем, что можно переиграть мозгами, но не выполнить броски. Профессионализм, командная работа, слаженность – это всё очень важно.
– Решение принимает исключительно капитан команды?
– Да, но и команды бывают разные. Тоталитарные и демократические. Долго держать концентрацию тяжело, все могут ошибаться. Если мы не согласны с решением капитана, то можем предложить своё и прийти к «общему знаменателю». Иногда даже в этом случае капитан аргументирует свою позицию, и мы следуем его решению.
– Занимались ли во время учёбы в МИЭТе?
– Да, на первые курсы пришлись молодёжные чемпионаты. Потом я уже вышла из группы по возрасту, попала в альтернативную, «вторую» сборную России. Хотя конкуренции, как таковой, не было. Никаких шансов проявить себя до недавних пор нам не давали. В 2014 году было принято решение попробовать новую систему формирования сборной команды, и таким образом на чемпионате Европы мы впервые играли как основной состав.
– Что Вы знаете про сборную МИЭТа по кёрлингу?
– Ее организовывал мой друг – Евгений Тавыриков (выпускник МПиТК’15), который активно занимался этим спортом и в Зеленограде, и в Москве. Мы продолжаем хорошо с ним общаться. Он большой молодец, что создал эту команду. К сожалению, когда я училась, в Зеленограде с кёрлингом было плохо. Тренировки постоянно отменяли из-за хоккея. Из-за этого я перешла в Москву – там всё более стабильно и массово. Теперь появилась студенческая лига, есть активисты среди спортсменов. Мы все друг друга знаем, вместе росли. Благодаря им направление активно развивается в вузах. Команды приносят результаты, создаются студенческие лиги. Мне очень приятно осознавать, что кёрлинг процветает.
– Как считаете, насколько хорошо теперь популяризируется этот вид спорта?
– Телевидение мало это освещает. Больше футбол, хоккей. К сожалению, кёрлинг не так привлекает людей. Очень многие не понимают его в принципе. Но зрители тоже находятся.
Иногда люди пишут: «Я смотрел вашу игру. Я ничего не понимаю в кёрлинге, но после вас он стал моим любимым видом спорта», – и это самые приятные слова, которые можно услышать. Кёрлинг – захватывающая игра, на самом деле. Наверное, с обратной стороны экрана, где-то на трибунах это сложнее почувствовать и понять, если ты не стоял никогда на льду, не кидал камня и всех этих эмоций не чувствовал. Тем не менее, людей, которые приходят, – затягивает.
Ирина Кочергина