Кафедра биомедицинских систем имеет простое прикладное значение – создание аппаратов и техники, которые спасают и облегчают человеческие жизни. Об образовании кафедры, её разработках и достижениях рассказали доцент кафедры БМС, к.ф.-м.н., Юрий Петрович Маслобоев и профессор кафедры БМС, д.ф.-м.н., Сергей Андреевич Терещенко.
Фото из архива кафедры
Истоки
50 лет назад в МИЭТе появилась кафедра теоретической и экспериментальной физики. Основным научным направлением её была интегральная оптика и оптоэлектроника. В 1990 году заведующим стал Сергей Васильевич Селищев. У него возникла мысль изменить профиль – к тому времени в интегральной оптике не было больших успехов. А для того, чтобы кафедра существовала и получала финансирование, направление её работы должно быть перспективным. Так, в 1993 году первые студенты начали обучение по специальности «Биотехнические и медицинские аппараты и системы», а в 1999 году и сама кафедра стала называться так, как сейчас.
Идея заключалась в том, чтобы приблизить научные интересы кафедры к нуждам общества и найти области, которые будут востребованы в будущем. Решили переориентироваться на разработку медицинского оборудования. Сначала не понимали, какими медицинскими системами заниматься – охватить всё невозможно. Поэтому старались выбрать как можно более «широкое» название. БМС оказалось удачным выбором.
Возникает вопрос: почему кафедра теоретической физики сменила профиль на биомедицинские системы, а не астрофизику? Современная медицинская аппаратура – это сложная техника, работа которой основана на физических принципах. Для разработки таких устройств нужны люди, которые знают физику, электронику, информатику, программирование, схемотехнику. БМС объединила эти направления для создания современных медицинских аппаратов.
Изобретения
Разработки начались с дефибрилляторов. Их выпускают в промышленных масштабах для оборудования машин скорой помощи. Сейчас спектр направлений широкий: разработка электрокардиографов, математическая обработка биоэлектрических сигналов мозга, сердца, создание материалов для биоимплантатов и другие.У кафедры есть лаборатория медицинской техники в восьмом корпусе. Там работают над модификацией электродефибрилляторов и вспомогательного насоса сердца. Этот насос – уникальное изобретение, не имеющее аналогов в России, и одно из главных достижений кафедры. Руководит направлением Дмитрий Викторович Телышев.
Над другим перспективным устройством трудится Николай Александрович Базаев. Он работает над носимым прибором для гемодиализа – внепочечного очищения крови. Человек с почечной недостаточностью должен раз в неделю приезжать в гемодиализный центр и проводить чистку крови. Поэтому обычно больной «привязан» к тому месту, где живет. До реального образца носимого прибора ещё далеко, но уже есть идеи, как его сделать.
Особенности направления
К сожалению, люди всегда будут болеть. Поэтому важно разрабатывать новые методы лечения и особенно диагностики. Болезнь проще остановить на начальном этапе, но обнаружить её до наступления симптомов сложно – нужны очень точные методы и устройства. Разработкой таких устройств и учат заниматься на БМС.
В стране есть несколько десятков учебных заведений, в которых разрабатывают медицинскую технику. Но у каждого из них есть своё ведущее направление. Например, в МГТУ им. Баумана выявляют патологии с помощью пропускания слабого тока через ткани, а у нас – создают искусственные органы.
Обучение
В первые годы существования кафедры студенты раз в неделю ездили на лекции по анатомии и физиологии в МГУ, поскольку у нас ничего не было для преподавания. Решил проблему Иван Владимирович Пьянов: он достал необходимые наглядные пособия, и теперь все занятия проходят в МИЭТе.
На занятиях преподаватели пытаются добавить наглядности. Демонстрируют, как работает сердечный насос, на анатомии показывают скелеты. Студенты должны понимать, что есть не только общие слова и теория, но и материальные вещи.
Один из недостатков обучения – лабораторные работы. Сейчас они проходят в вычислительных классах: вместо работы со специальными устройствами и стендами студенты используют компьютеры для их эмуляции.
К сожалению, получается так, что у нас есть оборудование, но нет помещений.
Сотрудники
Коллектив кафедры самый молодой в МИЭТе. Все хорошо друг к другу относятся, и проблемы решают полюбовно, без внутренних склок. Интересно, что никто не работает на полной ставке. Все преподаватели занимаются научной деятельностью.
Каждый интересен и имеет свои особенности преподавания. Любой студент кафедры БМС будет помнить Сергея Андреевича Терещенко. Он убеждён, что образованный человек должен в совершенстве владеть русским языком и математикой: «Каждый год, когда ко мне приходит новая группа, я даю им диктант, 90 слов и 14 запятых. Без оценок, но ошибки я отмечаю. За последние 10 лет минимальное количество ошибок – 14, максимальное – 78. Причём обычно среднее количество ошибок ближе к максимальному значению. Нужно обращать внимание на русский язык, на нём мы обмениваемся знаниями, общаемся, выражаем свои мысли. У каждого человека под подушкой должен быть орфографический словарь. По математике также низкий уровень подготовки в школе. Нет умения решать задачи. Я предлагаю каждой группе школьные, но за всё время их смогли решить без подсказок только пара человек».
Элеонора Беляева