«Примите участие в кейс-чемпионате от *название компании*. Вы получите ценные призы, уникальный опыт и, возможно, трудоустройство!» Наверняка вы видели такие рекламные объявления в вузе и социальных сетях. Наверняка задумывались: а о чём вообще речь? «ИНверсия» разбирается, зачем нужны кейсы.
Иллюстрация: Арина Тихомирова
Метод конкретных ситуаций, именно так переводится case method с английского, – это способ обучения, который заключается в описании и решении реальных социальных, экономических и бизнес-проблем. Команды участников должны их проанализировать, выявить причины и предложить решение.
На чемпионате вам могут дать кейс по кондитерской фабрике, которая полгода работает в убыток. Вы получите информацию о компании: от закупочной цены на какао-бобы и объёмов продаж готовых конфет до продолжительности рабочего дня сотрудников и основных конкурентов на рынке. По итогам анализа ситуации вы должны понять, почему компания не приносит прибыли. Если выясните, что оборудование устарело, а потенциальные покупатели не слышали о шоколаде этой фабрики, то предложите закупить новую технику и заняться рекламой сладостей.
На первый взгляд может показаться, что задачка про шоколадную фабрику простая. На самом же деле, для её решения нужно узнать всё о работе компании до мельчайших деталей, провести математические и финансовые расчёты, сопоставить неочевидные факты, найти причины проблем, обсудить их с сокомандниками. В конце концов сделать правильные выводы и грамотно презентовать свои рекомендации по выходу компании из кризиса.
Невольно возникает вопрос: зачем мне это? Во время работы над кейсом вы учитесь мыслить аналитически, получаете опыт публичных выступлений и работы в команде, заводите полезные знакомства. Изучаете не только конкретную компанию, но и всю отрасль. На примере одной кондитерской фабрики понимаете, как функционируют остальные. К тому же участие в чемпионатах – полезное дополнение к резюме.
Если вы никогда не слышали о кейсах, то попробуйте начать с малого. Например, совместно с МИЭТом в ноябре прошёл открытый чемпионат Зеленограда с кейсами от десяти разных компаний города.
Для более продвинутых есть несколько крупных площадок. Самая популярная из них – национальная лига кейсов Changellenge. Она организует 70% чемпионатов в России. Их соревнования называются кубками (от англ. cup). Ежегодно проводятся всероссийский Cup Russia, кубки городов Cup Moscow, Cup SPb, инженерный Cup Technical. А некоторые компании, например, Газпром нефть и Альфа-банк, организуют свои профильные турниры. С Changellenge работают лучшие работодатели страны: Сбербанк, Google, Unilever, Лукойл, Роснефть, ВТБ24, Procter & Gamble, Toyota, BMW Group. Они приглашают победителей на стажировки или сразу предлагают должность.
***
Почти в каждом столичном университете уже есть свой кейс-клуб. Активное развитие студенческого кейс-движения – это возможность для работодателей решить свои проблемы и найти самых талантливых и заинтересованных. А для студентов – с пользой и интересом провести время и получить стажировку или даже работу в крупнейших компаниях.
Виктория Иосифова