Ежегодно в декабрьском номере мы публикуем интервью с ректором. В этом году на эту должность был избран Владимир Александрович Беспалов. Нам впервые удалось пообщаться с новым руководителем вуза о самых важных событиях в МИЭТе за прошедший год и дальнейшем развитии университета.
Фото: Никита Козлов
– Владимир Александрович, расскажите, пожалуйста, что наиболее важного, на Ваш взгляд, произошло в МИЭТе за год?
– В любой организации главное – управляемость. Поэтому важным событием я считаю избрание президента и ректора МИЭТа. Это сложная процедура, и если бы вуз не выполнил какие-либо требования, руководители находились бы в статусе «исполняющих обязанности», а это затрудняет работу всего коллектива.
В образовательной деятельности – это прошедшая недавно профессионально-общественная аккредитация магистерских программ кафедр ИЭМС, ПКИМС, МФЭ и КФН. Мы прошли проверку, это важно для престижа вуза и для самих обучающихся.
Финансирование по программе Национального исследовательского университета уже закончилось, но мы остаёмся одними из лидеров среди вузов по объёму научных исследований, это всегда было отличительной чертой МИЭТа. Благодаря сотрудничеству с нашими ключевыми промышленными партнёрами и участию в различных государственных программах в МИЭТе создана одна из самых современных на сегодняшний день инженерных систем среди университетов.
Нельзя не сказать про прошедшие недавно выборы в Российскую академию наук. Сразу два представителя МИЭТа, Юрий Александрович Чаплыгин и Александр Николаевич Сауров, стали действительными членами академии. Это большое событие, признание не только их личных заслуг в научной деятельности, но и всей работы их научных коллективов.
Накануне дня рождения вуза было подписано распоряжение о передаче МИЭТу главного корпуса санатория «Энергия». Это в перспективе принесет до 300 дополнительных мест для проживания студентов.
Кроме того, МИЭТ серьёзно улучшает свои показатели в рейтингах. Впервые попали в общемировой рейтинг Times Higher Education. Хорошие позиции занимаем и среди российских вузов.
– В своём выступлении на выборах ректора Вы говорили, что планируете развивать программы «двойных дипломов». Раньше для участия студентов в таких программах выделялись средства по программе развития НИУ, сейчас за обучение они должны платить самостоятельно, а позволить себе это могут единицы. Возможны ли в этом вопросе положительные изменения?
– Действительно, когда было дополнительное финансирование на эти цели, мы посылали студентов в зарубежные вузы за счёт университета. Сейчас такой возможности нет, но даже если не появится новая программа, в рамках которой мы сможем оплачивать подобное обучение, есть несколько вариантов.
Первый вариант – равноценный обмен студентами. МИЭТ обучает иностранных студентов, которые приезжают к нам, а наши студенты проходят обучение в вузе-партнёре.
Второй вариант – это сотрудничество с нашими промышленными партнёрами. Те, кто заинтересован в специалистах с дополнительными навыками, могли бы оплачивать их обучение за рубежом.
Есть и другие возможности, гранты, стипендии и конкурсы для поступления в иностранные вузы.
– Вы также упоминали, что планируете развивать «электронный университет». Что под этим подразумевается?
– В первую очередь, это перевод образовательного контента в электронную форму. Студенты должны иметь доступ к учебным материалам из любого места. Эта не новая задача, мы решаем и будем продолжать её решать.
Другой вопрос – организационный. Мы упростим процесс получения справок и другой служебной информации. Также хочется сделать более доступными каналы связи с руководством: для этого на сайте вуза появится форма обратной связи.
Сроки реализации системы зависят от того, какой бюджет удастся привлечь на разработку.
– Недавно стало известно, что кафедра МИЭТа появится в Троицке. Зачем это вузу?
– Троицк – это научный город. Здесь находится один из ведущих наноцентров, крупные институты академии наук, есть проект «РОСНАНО» по гибкой электронике. Отсутствие в Троицке университета затрудняет развитие предприятий. Поэтому администрация города ищет партнёров в области высшего образования и науки.
В МИЭТе, как и в остальных ведущих вузах, в будущем должно быть значительно больше магистрантов. Для вуза сотрудничество с предприятиями – это увеличение числа потенциальных магистрантов, которые будут востребованы работодателями, а также совместные проекты и научные исследования. Здесь наши планы совпадают.
– МИЭТ начинает реорганизацию образовательной структуры. Что нас ждёт, и почему было принято такое решение?
– Мы формируем новые программы развития, они должны создаваться на базе выпускающих кафедр, научных лабораторий университета и наших технологических и промышленных партнёров. Поднять качество образования и исследований на новый уровень можно только при тесном сотрудничестве университета с предприятиями, и новая структура вуза позволит сделать это оптимальным образом.
Кроме того, во многих государственных службах есть «единое окно», куда можно прийти и получить все необходимые услуги и справки. А иногда даже не приходить и получить все необходимые справки удалённо. Такими вопросами будет заниматься объединённый деканат. Мы уже ремонтируем и оснащаем «единый студенческий офис», надеемся запустить его в начале года.
– У МИЭТа есть несколько подразделений, о которых студенты практически не знают: подсобное хозяйство «Шуваево», база отдыха «Родник», спортивно-оздоровительный комплекс «Энергия». Каково их состояние на данный момент, как планируется их использовать?
– «Шуваево» было организовано в 1992 году для обеспечения нашей столовой собственными продуктами. С тех пор прошло много времени, мы будем рады новым идеям студентов, как эту территорию можно использовать. Например, проектам в сфере экологического туризма. «Родник» работает на самоокупаемости: желающие могут приехать на базу летом и отдохнуть. Также мы построили там места, где можно проводить небольшие мероприятия. На мой взгляд, достаточно неплохая база отдыха, по сравнению с соседними.
Как я уже сказал выше, основной корпус «Энергии» нам передали только несколько дней назад. Для начала нужно провести его капитальный ремонт. Там большая живописная территория, порядка 10 гектаров, где тоже можно организовывать различные мероприятия. Мы уже попросили кафедру физического воспитания сформулировать предложения на эту тему. Будем ждать их и от студентов.
– Когда мы обсуждали «Энергию» с Ю.А. Чаплыгиным год назад, он упоминал, что там могут быть проблемы с транспортом. На этот счёт что-то уже решали?
– Сейчас там есть городские маршруты, при необходимости мы сможем и свой автобус запустить. Эту проблему мы точно решим.
– Сейчас не хватает мест в общежитии для поселения всех желающих. Как Вы планируете решать эту проблему?
– Планируем переоборудовать часть помещений под проживание в действующем общежитии, как можно быстрее запустить в эксплуатацию санаторий «Энергия». Обсуждаем возможность аренды в ближайших гостиницах и общежитиях в случае нехватки мест.
Есть проект строительства нового общежития на Солнечной аллее, он уже находится на стадии государственной экспертизы. Если всё пройдёт успешно, то мы попадём в план строительства. В лучшем случае оно начнётся в следующем году и продолжится ещё год-два. Планируется построить три корпуса в сумме примерно на 500 мест. Условия там будут существенно комфортнее, чем в нашем «историческом» общежитии.
– Будет ли продолжаться ремонт в университете?
– Конечно. В первую очередь мы хотим привести в порядок первый корпус. Сейчас эта задача уже выполняется: ремонтируется библиотека, обновлены лекционные аудитории и холлы. В следующем году начнём ремонты в поточных аудиториях меньшего размера в третьем и четвёртом корпусах.
– Сейчас в лекционных аудиториях первого корпуса очень холодно. Можно ли что-то с этим сделать?
– Отопление включают, его просто не хватает – батареи не справляются с поддержанием тепла. Здания спроектированы так, что основной обогрев помещений производится воздухом. Капитальный ремонт инженерных систем не проводился уже давно, поэтому мощности для отопления больших аудиторий недостаточно. По плану ремонтов мы расходуем часть денег на коммуникации: в следующем году модернизируем основной тепловой пункт.
– Что Вы думаете о деятельности студенческого совета? Что он должен делать?
– У нас за довольно короткий промежуток времени появилось более 20 студенческих объединений. Таким многообразием внеучебной деятельности в университете можно гордиться. Для их качественного развития нужна постоянная обратная связь с руководством вуза – это задача студенческого совета, он должен представлять мнение всех студентов.
Очень важна и образовательная функция. Студсовету стоит активнее высказываться по особенностям обучения: что устраивает, а что не очень, передавать предложения со стороны студентов. Это очень правильно и важно для своевременной коррекции образовательных программ.
– Зачем в студгородке включили турникет? Как планируется решать проблемы в его работе и возникновение очередей на вахте в часы пик?
– С точки зрения безопасности важно понимать, кто находится в здании – электронные турникеты позволяют это отслеживать. В следующем году мы запустим ещё один. А пока, если в часы пик действующий не справляется, может быть, имеет смысл его временно отключать на выход. Этот вопрос нужно обсудить и проработать.
– Чего Вы хотите добиться за пять лет работы в качестве ректора?
– Сейчас формируются крупные программы развития микро- и наноэлектронной промышленности. Университет должен быть вовлечён в эти процессы, должен быть тесно связан с реальным производством. Только в этом случае мы обеспечим образовательные и научные программы мирового уровня.
За пять лет мы должны закончить многие инфраструктурные проекты – то, что мы называем «открытой технологической площадкой» в сотрудничестве с «Росэлектроникой», «Роснано», «Микроном» и другими нашими партнёрами. Планируем увеличить количество магистрантов, построить новое общежитие, реализовать проект «электронный университет».
Один из показателей уровня развития университета – рейтинги. Будем стремиться улучшать все показатели своей деятельности и попадать в число 300-400 лучших вузов мира. Это совсем непростая задача, но мы к ней будем идти.
Беседовал коллектив редакции