25 тысяч митингующих по данным Федерации независимых профсоюзов. Студенты громко скандируют: «Стипендию!». «И побольше», – доносится от преподавателей. «Слышите? Бо-о-льшую стипендию! И зарплату – преподавателям!». Стройные ряды под трафаретами МГУ, МИФИ, МАМИ, РУДН. «Единство, солидарность, права человека труда!». В ногу с ними миэтовцы. На дворе 7 октября 1998 года. (Кремль остался глух», Правда, 1998 год).
Фото: архив музея МИЭТа
Десятки лет назад информацию невозможно было найти за пару кликов. Вместо электронных энциклопедий – библиотеки, вместо «Яндекса» и «Медузы» – газеты. В МИЭТе тогда не было своей прессы, однако он не раз блистал на страницах советских изданий.
По накатанным рельсам
«В Московском институте электронной техники в конце шестидесятых годов курс общей физики студенты изучали 424 часа. В новом учебном плане на этот курс отводится всего 306 часов. Никаким совершенствованием учебного процесса невозможно возместить эти потери». (А.Прохоров, «Как же инженеру без физики», Правда, 1984). Годы идут, насущные темы не меняются. В голове всплывают слова доцента кафедры ОФ к.ф.-м.н. А.Ю. Трифонова: «Они совсем с ума сошли?! И так всего три семестра физики было, как можно ужать материал до двух? Мпшникам физика не нужна вдруг стала?!»
Университет готовится к форуму ГТО, а в издании той же «Правды» двумя годами позже Н.В. Решетников, доцент МИЭТа, к.п.н., пишет, что уровень физподготовки студентов ухудшается. Рассуждает, как это изменить, и какую роль во всём этом играет выполнение нормативов комплекса «Готов к труду и обороне»: «Важный показатель физической подготовленности – бег на выносливость. Раньше на контрольных испытаниях в норму укладывалось не более 20% первокурсников. В прошлом году это удалось примерно трём из четырёх студентов. Просто прежний и нынешний нормативы не равнотрудны». (Н. Решетников, «Не те ориентиры», Правда, 1986 год).
Советский дух, союзом пахнет
МИЭТ был инновационным вузом. Техническая оснащённость поражала журналистов, да и сейчас с трудом верится, что 40 лет назад подобное уже было возможно. 1972 год. «Лекция. На пульте лектора загорается табло: “138”. Это число присутствующих». И как гром: 2016 год. В четверг на моделировании преподаватель проводил перекличку, отмечал прогульщиков.
«“Запишите формулу”, – лектор подносит листок бумаги к объективу портативной телекамеры Над столами студентов формула появляется на многих экранах. Иногда лектор отходит от своего стола, работает у доски или прохаживается вдоль неё, продолжая чтение и не напрягая при этом голоса: провода не тянутся за ним, как за певицей на эстраде, – преподаватель снабжён радиомикрофоном с маленькой антенной.
Любую аудиторию можно «вызвать» в этот зал по телевидению, и с другой стороны, зал сам может быть «вызван» – коллегами-лекторами или ректоратом. Тут помнят, однако, не только о возможностях техники, но и о тонкостях человеческой психологии, об этике. Когда подключается ректор, в лекционном зале вспыхивает табло: “Вас контролируют”». (А. Левиков, «Электрон и колокол…», Литературная газета, 1972 год). Футуристично, отдаёт Оруэллом: «Большой брат следит за тобой». Безудержный полёт мысли, процесс творчества инженера с ноткой тотального контроля – может, прошлое было таким?
Резкий контраст сегодняшних развлечений для первокурсников и посвящения в студенты советских времён. Учёба – это не откосить от армии любой ценой, а право служить идее. «Ударил колокол под часами – необычной конструкцией из сфер, осей, стрел и кольца со знаками Зодиака. Грянул оркестр. И виновники торжества, возглавляемые знаменосцами, вышли на площадь перед Московским институтом электронной техники.
Я вижу у ребят-первокурсников эмблему МИЭТа – руки, держащие звезду. Что это значит? С готовностью объясняют: так случилось, что среди первых его студентов оказался целый выводок из «Орленка», пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ. Они принесли с собой походное товарищество, отблеск костров, вокруг которых разгорались страстные диспуты о жизни, привезли с собой и песню, тогда только что родившуюся и, как в фокусе, отразившую их душевный настрой. Песня стала студенческим гимном МИЭТа. Первокурсники уже испытывают первое чувство гордости за свой институт. Они уже знают, что строительный отряд МИЭТа забирался в самые северные точки страны. Они говорят: «Здесь сразу чувствуешь дух большой науки». И самое важное, наверное, состоит в том, что приобщение к роду студенческому началось не буднично – садись и учись, а с вечного вопроса: во имя чего? С высокой человеческой ноты». (Инга Преловская, «Посвящение», газета «Известия», 1971 год).
Как же без уникальной архитектуры вуза? Конечно, о ней говорили, ей восхищались – хвалебные статьи неоднократно появлялись на страницах газет. Только тогда МИЭТ был не символом ушедшей эпохи, а новаторской и смелой постройкой.
«Итак, храм науки. На стене внутри здания – барельеф: величественный лик мыслителя, чело которого прорезает молния. Напряжение мысли? Озарение? Молния открытия, вдохновения? Лицо труженика и творца. Наука – это борьба, это вечное преодоление, и тому, кто постигает его, приходится переубеждать тех, кто совершенствовал старые идеи, переубеждать в естественной борьбе страстей. А для этого нужны и трудолюбие, и самостоятельность, и воля, и талант». (Б. Иофан, «Современно, оригинально», газета «Известия», 1973 год).
Блики истории
Мы нашли 53 упоминания о МИЭТе в трёх периодических изданиях СССР: «Правда», «Известия» и «Литературная газета». Были заметки о создании вуза и о первом наборе студентов. Об экспериментах над абитуриентами: тем, чья средняя оценка в аттестате была выше 4.5, надо было сдавать всего два экзамена минимум на 9 баллов.
Больший интерес представляют статьи, где МИЭТ упомянут мимоходом, они затягивают в прошлое. И прошлое оживает на наших глазах. Телепрограмма 1979 года: про нас покажут репортаж «Студенческая орбита». Студенческий билет Александра Конобеева из МИЭТа найден накануне неподалеку от места преступления: убили инкассаторов во время ограбления. Двое миэтовцев выиграли стипендию в 1200 рублей. В длинном перечне премий и наград работники МИЭТа упоминаются аж дважды. Политик, окончивший МИЭТ, говорит о своей программе. Молодая семья – муж работает у нас – старается решить квартирный вопрос.
***
Заметки и статьи из советских газет по-своему уникальны. Тексты о маленьком зеленоградском вузе передают дух эпохи, историю и настроения большой страны.
Галина Галяткина
Пелагея Панаитова