История кафедры ИРГиП (Истории России, государства и права) начинается с момента образования в 1966 году кафедры марксизма-ленинизма. Своими воспоминаниями о её становлении поделилась д.и.н., профессор, зав. кафедрой ИРГиП Наталия Фёдоровна Гриценко.
Коллектив кафедры ИРГиП в 1990-1991 году
Этапы становления
Образование кафедры марксизма-ленинизма в числе первых было закономерным событием: по постановлению ЦК КПСС от 1956 года все студенты должны были изучать историю партии и курс диалектического материализма. В 1970-м кафедру истории КПСС даже отделили как самостоятельное подразделение. Как вспоминают многие, на чью долю выпало знакомство с курсами, всё сводилось к заучиванию итогов партийных съездов и бесконечному конспектированию статей Маркса, Энгельса, Ленина.
Эпоха перестройки в СССР, начавшаяся в 1985 году, характеризуется повышенным интересом к прошлому и стремлением раскрыть «белые пятна» истории. В развитии нашего подразделения наступил новый период: в 1989 году кафедра была преобразована в кафедру политической истории России. В это время я и начала здесь работать.
В МИЭТ пришли активные студенты. Некоторые были участниками военных действий в Афганистане. Они искали своё место в мирной жизни, хотели понять страну, гражданами которой являлись. На занятиях нередко возникали острые дискуссии по ключевым проблемам Советской России.
На кафедре был введён «вахтовый» метод чтения лекций. Весь курс делился на тематические блоки, за каждый из которых отвечали разные преподаватели. Они читали лекции по своему блоку для всех потоков студентов. Такой подход позво- лил преподавателям адаптироваться к новому курсу истории России.
В 1991 году вместо научного коммунизма студенты смогли изучать предмет по выбору. Свои курсы представили все гуманитарные и социально-экономические кафедры. Большинство обучающихся выбрало курс истории России с древнейших времён: в самой большой поточной аудитории МИЭТа не помещались все желающие его прослушать.
В 1993 году кафедра была преобразована в кафедру истории России, что отразило значительное расширение тематики читаемых курсов. В это же время появилась традиция проводить студенческие конференции по итогам изучения дисциплин. Большой интерес вызвали традиционные конференции по итогам и урокам ВОВ, истории российского предпринимательства, «Исламский фактор в истории России».
В начале 1990-х в связи с открытием на базе нашей кафедры юридического отделения преподаватели стали читать также юридические курсы. Это отразилось в названии – кафедра истории России, государства и права.
У каждого свой подход
Мы формируем у студентов представления об историческом прошлом, расширяем их кругозор. История России – это дисциплина, эффективно содействующая развитию критического мышления, предполагающего существование нескольких точек зрения, и воспитанию граждан демократического общества. В этом состоит её важнейшая общественная роль.
На кафедре всегда работали яркие личности, оставившие свой след в ее истории. Л.Э. Буевич часто подкрепляла тематическую лекцию, например, по истории Древней Греции, соответствующим внешним видом. Т.М. Порхова и О.А. Сухорукова активно использовали в своей работе музейное пространство. Их лекции-экскурсии пользовались успехом. Постоянных размышлений, строгой дисциплины в рассуждениях и творческого подхода требует от студентов С.П. Колпакова. Все, кто прошёл её школу, и через много лет безошибочно могут назвать характерные особенности генезиса капитализма. О.Н. Моисеева обладала особым чувством понимать людей, помогая им реализовывать таланты, в том числе и преподавательские. Активную общественную позицию занимали преподаватели кафедры А.Н. Васильева, Т.Ф. Кравченко, Е.Ф. Алексанян.
Сегодняшний состав нашей кафедры представляет собой не слишком большой, но очень дружный коллектив опытных специалистов, которые хорошо понимают друг друга, единодушны в своем стремлении к профессиональному росту и, мынадеемся, заслужили уважение со стороны студенческой молодежи.
За последние годы мы подготовили и издали для студентов МИЭТа несколько курсов лекций по истории России, учебные пособия по культурологии, истории предпринимательства, истории государственного управления, а также практикумы, пособия по самостоятельной работе для студентов и рабочие тетради. Сейчас мы готовим новый курс лекций «Россия в мировом историческом процессе».
Растём и учимся вместе
Современное поколение студентов воспитано в более медийной окружающей среде. У молодёжи присутствует клиповое мышление, способность к большему, но не всегда качественному потреблению информации. Это является вызовом для преподавателей: мы ищем новые подходы к молодому поколению, у него учимся и растём вместе с ним.
Ответы студентов от волнения и растерянности на экзаменах иногда очень веселят. К примеру, на одной из пересдач по истории России студентка так нервничала, что преподаватель посочувствовала и попыталась помочь лёгким вопросом о том, когда же произошла Февральская революция. На что девушка ответила: «В октябре 1917».
Бывают забавные истории, связанные со странными представлениями о том, что принесёт удачу на экзамене. Как-то один студент плохо подготовился, и его отправили на пересдачу. Молодой человек заявил, что во всём виноват неправильный атобус. Он ездит в университет со станции Крюково и всегда, когда садится на автобус под номером «3», получает тройку. А в этот раз сел на «двойку» – и вот резултат! Преподаватель ему посоветовала выйти с предложением о введении нового маршрута в МИЭТ под номером «5», что значительно должно повысить успеваемость. Теперь на кафедре фраза «Ах, зачем я на двойку сел!» вызывает понимающие улыбки преподавателей, а история до сих пор рассказывают студентам с соответствующими намёками.
***
Кафедра прошла 50-летний путь своей истории вместе с МИЭТом, развивалась вместе со студентами и страной, и мы делаем всё возможное, чтобы сегодня, в новых исторических реалиях, наши преподаватели и учебные курсы были востребованными и эффективными.
Дарья Романова