Сделать любую поверхность сенсорной. Шутка? – Реальность, которую создают братья Дмитрий (выпускник ИТС’2011) и Андрей (выпускник ИТС’2009) Литмановичи. Их разработка победила в конкурсе Mega Accelerator: уже подписан контракт о сотрудничестве с IKEA Centres Russia. Дмитрий Литманович рассказал «ИНверсии», как их задумка превратилась в преуспевающий стартап.
Дмитрий Литманович
По стопам
Идея, послужившая прообразом Surfancy, появилась у нашего с Андреем отца. В то время он работал в частной компании, которая занималась разработкой защищённых сенсорных экранов для игровых автоматов. Он придумал метод измерения координат объекта, названный нами «теневой локацией».
Ввиду определённых событий, связанных с игорным бизнесом, технология осталась не у дел. Но она принадлежала нашей семье, и мы решили найти ей применение. Изначально о коммерции не думали, был просто научный интерес. В итоге вышло так, что метод лёг в основу семи наших патентов на различные сенсорные устройства.
Первые инвестиции
В 2011 году мы решили принять участие в нескольких инновационных конкурсах. Презентовали устройство для определения координат в 3D на основе «теневой локации». В частности, на «Зворыкинской премии» вошли в десятку лучших проектов, но в финал не прошли.
Спустя несколько месяцев с нами связались представители венчурного сингапурского фонда и предложили подумать, где можно применить проект в бизнесе. Мы пришли к концепции мобильной, широкоформатной и достаточно простой сенсорной системы.
От них получили финансирование и задумались о привлечении следующих инвесторов, но уже в России. Подсчитали, сколько точно нам нужно на запуск производства. Сумма чека (необходимых инвестиций – прим. ред.) была больше привычной в нашей стране, поэтому поддержки мы не нашли.
Так компания развивалась на собственные средства. Мы разработали универсальное ПО для запуска при помощи Surfancy мультимедиа контента, выпустили пилотную партию устройств. Запустили первые проекты с использованием Surfancy в торговом центре «Мозаика» и музее «Алисиум».
Реальное применение
Мы предполагали использовать технологию для наружной рекламы, например, интерактивных вандалоустойчивых экранов. В этом году подали заявку на участие в программе Mega Accelerator, прошли отбор и в итоге заняли первое место. Наша компания получила 3.5 млн рублей, и, что важнее, контракт с IKEA Centres Russia. Сейчас мы ведём плотную работу: график расписан на год вперед. Наши устройства IKEA будет использовать в своих торговых центрах MEGA. Помимо создания готовых устройств мы планируем продавать технологию – на основе наших сенсоров другие компании смогут создавать свои решения.
Связь с альма-матер
Хотя мы плотно работаем над Surfancy, я нахожу время на преподавание. Могу назвать это своим хобби – мне нравится сам процесс. Читаю «Методологию проектирования электронных устройств» на кафедре микроэлектроники у магистров шестого курса.
Наша компания, ООО «СенсАрт», также сотрудничает с МИЭТом. С молодежным инновационным центром обсуждаем возможность проведения нескольких открытых лекций. Кроме того, прорабатываем техническое задание по разработке и монтажу интерактивного стенда с использованием Surfancy в первом корпусе.
В прошлом учебном году проводили кейс-чемпионат по Surfancy. Если честно, практически все озвученные применения технологии были нам известны. Тем не менее мы с интересом наблюдали, как работают студенты и к какому решению они придут. По итогам чемпионата выбрали три команды, символически наградили их и предложили сотрудничать, первое время на добровольных началах. В результате два человека начали работать вместе с командой, а один из них сейчас трудоустроен.
По собственному опыту
Хочу посоветовать студентам учиться. Хорошо учиться не только по учебным дисциплинам, но и получать полезные навыки самостоятельно, искать образовательные курсы.
Если человек решает создать стартап и заниматься инновационным бизнесом, то он должен понимать, как работает интересующая сфера деятельности. Для того, чтобы знать всё в мелочах и разбираться в тонкостях, нужен очень серьёзный опыт.
Виктория Иосифова