Родители отдают детей в спортивные секции. Некоторые показывают хорошие результаты, выступают на соревнованиях и даже достигают уровня Олимпиады. Такой человек есть и в нашем вузе – это старший преподаватель кафедры физического воспитания Оксана Петровна Жораева, участница Олимпийских игр в Сиднее (2000) и в Афинах (2004). Она поведала «ИНверсии» историю своей спортивной карьеры.
Фото из личного архива О.П. Жораевой
«Очень важно, кто будет первым тренером»
Я родилась и выросла в Киргизии, на тот момент республика ещё входила в состав СССР. Лёгкой атлетикой начала заниматься не сразу. Мама отдала меня в этот вид спорта, когда мне было 12 лет. До этого я попробовала художественную гимнастику, плавание и баскетбол.
Попала к хорошему тренеру, её звали Ольга Васильевна Карпова, занималась в группе ребят, которые были старше меня (примерно 10-11 классы). Первые годы тренировки были три раза в неделю по специализации барьерный бег. У Ольги Васильевны я занималась три года, затем она переехала в другую страну, и у меня появился новый тренер – Людмила Николаевна Ничепуренко. Я безумно ей благодарна: с ней мы вышли на Олимпийские игры. Мы до сих пор в хороших отношениях – общаемся. С Людмилой Николаевной мы сотрудничали почти десять лет: с восьмого класса до окончания института. Под её руководством моя специализация сменилась на спринтерский бег 100, 200 метров, а в последние годы я перешла на основную для себя дистанцию – бег 400 метров. Когда наставник говорит, что ты можешь пробежать, и ты действительно это делаешь, оправдываешь его надежды, сам понимаешь, на что способен.
Я сказала себе: «Могу!»
В Советском Союзе, чтобы попасть в сборную, приходилось преодолевать ряд испытаний. После распада возможностей стало больше. В 1996 году наши ребята первый раз выехали на Олимпийские игры в Атланте (я на тот момент заканчивала 11 класс). Мои родители сказали, что следующие будут в Сиднее. Я сказала себе: «Могу!». Киргизия (Кыргызстан) – маленькая страна, поэтому проходная квота (норматив, который необходимо выполнить на соревнованиях международного уровня или Чемпионате страны, чтобы результат был зафиксирован) на игры чуть ниже. У меня появился шанс, который нельзя было упустить. Мы с тренером стали целенаправленно готовиться. В 1998 году я попала на свой первый Чемпионат Мира. Тогда же я выполнила норматив мастера спорта, и проходная квота на Олимпийские игры стала для меня реальной. В 2000 году я выполнила норматив МС международного класса, что увеличило мои шансы, и в сентябре этого же года я наконец-то оказалась на Олимпиаде.
В ней принимали участие спортсмены почти из 140 стран. Соревнования проходили в несколько этапов: забег, четвертьфинал, полуфинал и финал. К сожалению, на второй этап я не прошла.
Эмоции, которые я испытала на играх, не передать. Когда мы были на открытии в Сиднее, мне казалось, что такого просто не может быть. Адреналин зашкаливает: идёшь по стадиону, тебя приветствуют, находишься среди лучших спортсменов, олимпийских чемпионов, чемпионов мира!
«Если судьба даёт такой шанс, то нужно им воспользоваться»
После окончания института и участия в крупных соревнованиях у меня была череда травм, поэтому не было результата. По семейным обстоятельствам пришлось переехать в Новосибирск. Никто не предполагал, что я в России задержусь на долгий срок и продолжу спортивную карьеру. К счастью, волею судьбы я попала к заслуженному тренеру СССР Александру Григорьевичу Бухашееву. Один из его учеников, Виктор Фёдорович Маркин, стал чемпионом Олимпийских игр в 1980 году в беге на 400 метров. После двух недель занятий Александр Григорьевич, который знал о моих результатах, достаточно высоких и для РФ, предложил остаться и выступать за Новосибирскую область. Я согласилась. Всё-таки Бухашеев великий тренер, и чему-то у него научиться – большой подарок судьбы.
Я работала с Александром Григорьевичем шесть лет. Условия были другие: в Киргизии тренер работал со мной индивидуально, а здесь – в группе. Это заставляло вкладывать ещё больше сил: в конкуренции рождается результат. Благодаря тренеру я попала на свои вторые Олимпийские игры в Греции. В этот раз соревнования проходили в три этапа: забег, полуфинал и финал. Я была близка к полуфиналу, показала свой лучший результат, но право выхода в следующий круг мне это не дало.
«Если ты владеешь английским, то проблем в общении не будет»
В олимпийскую деревню в Сиднее мы приехали рано, так как перед этим проходил Чемпионат Азии, и нас домой не отправили. Поэтому было свободное время до и после соревнований. Всё самое необходимое всегда есть на месте, но мы выезжали и на экскурсии.
В Грецию же мы приехали за два дня до соревнований, был конец августа. Времени для культурного похода было не так много. Однако возможность составить себе программу есть всегда: куда-либо выехать, отвлечься, если спортсмен считает, что это не повредит его планам.
Олимпийская деревня – небольшой городок, состоящий из одноэтажных и двухэтажных зданий. У каждой страны своя зона. Если ты владеешь английским языком, то никогда проблем в общении не будет: все открыты, все в одинаковых условиях, кушают вместе в одной столовой. Также узнать друг друга можно во время восстановления сил в тренажёрном зале или бассейне. Кроме того, к каждой команде прикреплены волонтёры (их количество зависит от состава команды), которые говорят на её языке, и это очень помогает в олимпийской деревне и за её пределами. Всё создано для того, чтобы спортсмены чувствовали себя комфортно.
«Страха не было»
Я была в спорте с 12 до 30 лет и задолго до завершения своей карьеры решила, что определённое время тренируюсь, а потом заканчиваю. В 2009 году на Чемпионате России прошёл мой заключительный старт и финиш, наша команда выиграла эстафету. Завершение карьеры получилось достойным. В тот же год я вышла замуж, супруга пригласили работать в Зеленоград. Сейчас я преподаватель на кафедре физического воспитания МИЭТа и тренер в детской спортивной школе «Спутник».
Часто спортсменам тяжело найти себя в обычной жизни. Они живут по расписанию. Когда заканчивают карьеру, становится непонятно, как и где себя реализовать. Одни начинают заниматься благотворительностью, другие – тренировать, третьи – становятся депутатами.
Страха непредвиденного завершения карьеры или боязни не найти себя в обычной жизни не было. Травмы были, но несерьёзные (меня не выбивало на полгода или год). Случались растяжения передней и задней поверхности бедра, от этого все страдают. В это время я не тренировалась почти месяц.
«Все они были со мной»
Я прошла долгий спортивный путь (почти 20 лет) только благодаря родителям. Они меня понимали и всегда поддерживали независимо от моих результатов. Я знала, что у меня есть тыл. Почти на всех соревнованиях мама и папа сидели на трибунах, переживали. Семья имеет большое значение, особенно когда поддерживает ребёнка в его начинаниях. Сейчас, как тренер, я не у всех наблюдаю эту поддержку.
Каждый наставник что-то вложил в меня: первый – привил любовь к лёгкой атлетике, второй – вывел на высокий уровень Олимпийских игр, третий – показал, что это ещё и профессия, от которой можно получать удовольствие. Все они были со мной около 20 лет моего спортивного пути.
«Человек, который с тобой рядом, должен понимать, что спорт – это не простое увлечение»
Безусловно, когда тренируешься и ставишь себе определённые цели, личная жизнь уходит на второй план. На втором курсе института я стала ещё больше времени уделять спорту, график был плотный. На сборы стала выезжать чаще, так как была претендентом на олимпийский норматив. Времени на отношения оставалось немного. Моя личная жизнь сложилась уже после завершения спортивной карьеры. Я об этом никогда не жалела, спорт для меня был в приоритете.
При желании можно найти время и на спорт, и на личную жизнь. Главное, чтобы человек, который встречается на твоём пути, понимал, что для тебя это ценность, а не простое развлечение. Спортсмены такие же люди, и для них это работа, за которую платят приличные деньги. Да, они отказываются от некоторых вещей: не могут лишний раз сходить в ночной клуб или поехать отдыхать на праздники, потому что у них тренировки, график. Если вторая половинка тебя поддерживает, это большой плюс. Когда отношения гармоничны и основаны на доверии, это даёт положительный результат.
В 2008 году (за год до окончания спортивной карьеры) я познакомилась со своим будущим мужем, и он понимал всё моё положение, принял мой график. И не было внутренней ревности, что я постоянно нахожусь вне дома. Через год мы официально оформили наши отношения. Благодаря близким всё закончилось на хорошей ноте: и с медалями, и замужеством.
Выбора между семьёй и карьерой у меня не было. Муж никак не связан со спортом, работает в МИЭТе на кафедре САУиК, кандидат технических наук. Наши противоположности притягиваются уже семь лет. Что касается детей, то дочь стараемся приобщить к спорту: она занималась фигурным катанием, сейчас – художественной гимнастикой. Чем закончится, не знаю. Я думаю, она последует моему примеру. Посмотрим: захочет бегать – мама поможет, не захочет – может, будет как папа.
Если бы я вернулась в прошлое, то никогда и не подумала бы, что судьба предоставит мне шанс преподавать в московском институте. Спорт – это призвание!
Дарья Романова