Раздаётся третий звонок, вы занимаете место в зрительном зале. Выключается свет, поднимается занавес, и вот появляются актёры. Вы погружаетесь в представление и наслаждаетесь происходящим на сцене. А что происходит за ней? Каково быть актёром, и чего не знает обыкновенный зритель?
Фото: Андрей Тульнов
Из истории
Зарождением мирового театра можно считать 534 год до нашей эры, когда прошла первая постановка трагедии афинского поэта Феспида. Театр появился благодаря охотничьим, сельскохозяйственным и другим ритуальным празднествам и изначально отражал явления природы или трудовые процессы. Однако настоящий театр начинается там, где появляется зритель.
Две стороны
Зритель приходит «обмануться», а задача актёров, в свою очередь, – создать для него правдоподобную иллюзию. Актёр достигает своей цели, когда зрителя «задевает» происходящее на сцене, когда он видит в этом себя, проецирует на свою жизнь. Если зритель задумывается над спектаклем, значит силы и время артистов были потрачены не зря.
Шум за сценой
Театр многогранен. Сидя в зрительном зале, человек видит результат работы большой команды. Помимо актёров, драматургов и режиссёров, над спектаклем трудятся бутафоры (создают муляж); художники-декораторы придумывают обстановку на сцене, художники по костюмам – образы актёров. Во время репетиций происходит множество изменений, которые подчас не запомнить. Для этого помощник режиссёра (сценограф) записывает все детали. Важная роль лежит на плечах осветителей: они дополняют картину, создавая на сцене особую атмосферу.
Пусть меня научат
Говорят, актёр – это синтетический артист (универсал), который должен уметь изобразить всё, что ему скажут. Специфика профессии требует соответствующей подготовки. Студенты изучают актёрское мастерство, работают над сценической речью и движениями, занимаются танцами и музыкой, познают литературу, философию, историю театра и кино. К необычным курсам можно отнести артистическое фехтование и работу с предметом. Умения «обыграть» любую вещь (придумать, как использовать её в игре) и молниеносно включиться в любую роль – негласные критерии актёрского профессионализма.
Фото: Андрей Тульнов
Особенности
Среди актёров существует такое понятие, как «забеременеть ролью». С момента прочтения текста артист не перестаёт думать о своём персонаже, и вопрос «Каков мой герой?» мучает его до самой премьеры.
Профессия актёра зависима: от режиссёра, от случая. Ты можешь оказаться в нужное время в нужном месте, и тогда твоя карьера будет успешной, а можешь быть очень талантливым, но безызвестным.
Работа или призвание?
Профессию актёра театра нельзя назвать прибыльной, за исключением добившихся настоящей славы артистов. Театр – это жизнь, и кто выбирает такой путь, ставит искусство превыше всего. Как заставить человека сопереживать, смеяться, плакать? По словам Ольги Николаевны Соломиной, заслуженного деятеля искусств РФ, актрисы театра и кино: «Вы должны выйти и «снять с себя шкуру». Если вы этого не сделаете, тогда зачем вы пришли?» Театр отличается от кино тем, что с живой публикой происходит обмен энергией, это очень важно. Ты всецело отдаёшь себя зрителям, но не устаёшь, потому что чувствуешь энергетику зала: слышишь восторг, аплодисменты. Это и есть настоящее удовольствие.
Фёдор Липатов,
актёр «Ведогонь-театра»:
Фото: Андрей Пузанков
– Что тебе нравится в театре?
– Отдача со стороны зрителей. Здорово, когда после спектакля человек размышляет над увиденным, узнаёт себя или других. Он верит образу, который ты создал, вдохновляется театром, у него возникают идеи. Нас всегда задевает то, что нам близко.
Эта профессия разнообразна. Актёру всегда нужно меняться. Он должен уметь играть всё. Когда ты получаешь роль «на сопротивление», противоположную твоему характеру, ты работаешь над собой, чтобы стать совершенно другим. Ты стараешься переломить себя, сделать что-то тебе не свойственное.
Очень важно наблюдать за людьми на улице, в фильмах или книгах в поиске того, что можно затем использовать в игре. Анализируя поведение человека, ты пытаешься «залезть» в его голову, по внешнему виду и действиям понять, кто он такой. Это интересно.
– Чем сложна эта профессия?
– Какие могут быть сложности, если ты занимаешься любимым делом? Многие удивляются, как мы учим столько текста, однако это не самое трудное. Бывает, что-то не получается на репетициях. Тогда нужно быть требовательным к самому себе, работать над собой и своей ролью. Я уверен, что каждый может стать актёром, главное – труд и упорство. Только малая часть зависит от таланта. Важно верить в то, что ты делаешь.
– Чем отличается актёрство в 20 и 21 веке?
– Сейчас каждый второй хочет стать актёром, в связи с чем появляется много посредственностей. Раньше их было меньше, но подготовка, на мой взгляд, была качественнее.
– Что для тебя театр?
– Я могу назвать его домом. Здесь я чувствую себя «в своей тарелке». Мне нравится коллектив, ставший уже большой семьёй. Не в каждом театре это есть. Каждый человек, будь то костюмер, гримёр, монтировщик или реквизитор, старается тебе помочь. Я люблю Зеленоград и хочу продвигать наш театр. Не театр делает актёра, а актёр создаёт театр.
Анастасия Мокшина