Первого марта с лекцией на тему «Интернет. Государство. Власть» в наш университет приехал Дмитрий Мариничев, выпускник 1997 года, интернет-омбудсмен и предприниматель. Мы решили подробнее узнать у бывшего миэтовца о его жизни и деятельности.
Фото: Никита Козлов
– Как МИЭТ повлиял на становление Вашей личности?
– В первую очередь хочу поблагодарить институт за знакомства. В МИЭТе собираются люди со схожими целями, желаниями и стремлениями. Такая идейная общность всегда приводит к положительным результатам. Также очень полезными оказались знания по профилю обучения.
– Много ли у Вас университетских товарищей, с которыми Вы поддерживаете отношения?
– Таких немного. Недавно на телевизионной передаче я встретился с однокурсником, живущим в Америке. Сейчас он наладил американо-российский бизнес.
– Вы находитесь в должности интернет-омбудсмена уже полтора года. Как Вы оцениваете свою деятельность за прошедший период?
– К сожалению, мне не хватает возможностей для реализации своих идей. Не всегда омбудсмен может влиять на ход событий. Я концентрирую внимание на проблеме, выношу на публичное слушание, не позволяю ей повлиять на бизнес, работу компаний и целых отраслей. Я не могу самостоятельно препятствовать тому, что считаю неправильным. Приходится убеждать людей, способных принимать законы.
Одной из основных и самых сложных проблем стал закон о локализации персональных данных. Мы потратили много усилий, чтобы его смягчить. Он мог поставить под запрет работу иностранных сервисов в российском интернете, то есть привести к юридической изоляции нашей страны.
Ещё одним успехом можно назвать опубликованный первого марта пресс-релиз, в рамках которого была решена проблема лицензирования компаний, предоставляющих услуги по размещению информации на сервере, постоянно находящемся в сети. Мы фактически добились того, что лицензию не нужно продлевать.
– Что бы Вам хотелось изменить?
– Во-первых, я бы активнее принимал законы. Нигде в мире нельзя принять законы о технологическом развитии так быстро, как у нас. В России достаточно простая вертикаль власти и идеологическое влияние на законодательство.
Мне не нравится, что в последнее время наши законы направлены на консервацию общества и защиту его от информации. Последний тренд – закон о новостных агрегаторах – очень близок к цензуре, что само по себе абсурдно.
Во-вторых, я бы делал акцент на заблаговременном создании условий для появления новых технологий. Я считаю, что пора задуматься о правилах движения дронов или беспилотных автомобилей. Если нигде в мире нельзя будет выпустить на дороги такси без водителя, а у нас это будет разрешено, то, естественно, первые беспилотные автомобили появятся именно в Москве.
– Недавно произошёл большой скандал с RuTracker. Влияние правообладателей в нашей стране усиливается. Однако наказания за действия с нелегальным контентом у нас пока не такие серьёзные, как на Западе. Как вы считаете, нужно ли ужесточать наше законодательство?
– Такого, как за рубежом, у нас произойти не может в ближайшей перспективе, я не вижу возможности наказывать потребителя. Мы находимся в социалистическом обществе, и перекладывать ответственность на гражданина в данной ситуации у нас никто не решится. Это невозможно просто психологически, может вылиться в социальные волнения. К тому же, зачастую сложно определить, кому принадлежит контент, который ты скачиваешь, и правомерно ли это.
– Расскажите, в чём секрет Вашего успеха?
– Чтобы добиться чего-либо, нужно «наступить себе на горло». Новое всегда кажется страшным, но если не пересилить себя и не сделать того, что должен, результата не получится.
Главное, что нужно понимать, – успех виден только снаружи. Никогда не почувствуешь того, что он пришёл. Всегда существует много сложностей, которые ставят под угрозу все твои достижения.
Студентом я думал, что сдать все экзамены – это и есть успех. Жаль, но получить такое моральное удовлетворение после института уже не выходит. Пока ты борешься с постоянными проблемами, пока приходится решать всё поступающие и поступающие задачи, у тебя постоянная сессия.
Иван Уваров