24 января из жизни ушёл Виталий Дмитриевич Вернер, ректор МИЭТа с 1988 по 1998 годы. Почти 50 лет он проработал в нашем университете и очень много для него сделал. Более 45 лет посвятил науке. Этот человек оставил свой след в сердцах многих студентов и сотрудников.
Фото из архива
В.Д. Вернер родился в селе Каменка Пензенской области в 1932 году. Окончил институт стали имени Сталина в 1956 (ныне НИТУ «МИСиС»), через два года поступил в аспирантуру родного вуза и с 1961 работал на кафедре общей и теоретической физики в Электростальском филиале МИСиС – ассистентом, старшим преподавателем, доцентом.
В.Д. Вернер трудился в МИЭТе с 1967 года. Продолжил деятельность доцента, стал заведующим кафедрой общей физики (ОФ), затем – физики и технологии интегральных микросхем. Опыт в организаторской деятельности пригодился ему и в должности декана факультета повышения квалификации. 16 лет он работал проректором по науке и 10 лет – ректором, а в 1998 перешёл в НПК «Технологический центр» МИЭТа.
Л.Н. Преснухина, первого ректора МИЭТа, считал своим учителем, у которого он перенял метод «глубокого погружения в проблему и её быстрого решения». В работе Виталий Дмитриевич предпочитал знакомиться лично с каждым новым сотрудником. С теплотой и благодарностью отзывался о своих многочисленных коллегах в статье, опубликованной в юбилейном сборнике «Наш родной дом МИЭТ. Воспоминания ветеранов университета».
Фото из архива
Тех, кто хорошо знал этого человека, в вузе осталось немного. Своими воспоминаниями о Виталии Дмитриевиче поделился чл-корр. РАРАН, доктор технических наук, профессор Вячеслав Александрович Бархоткин:
«Я являлся заместителем В.Д. Вернера, когда он находился на посту проректора по научной деятельности, и был знаком с ним около 40 лет. Виталий Дмитриевич был очень умным человеком, обладал широким кругом теоретических знаний и колоссальной работоспособностью. В дела всегда погружался полностью, со всей ответственностью и серьёзностью. Когда возникали трудные вопросы, нам приходилось готовиться долго, задерживаться до полуночи. Помню, мы раскладывали на столе миллиметровую бумагу, на которой писали что, где, когда нужно сделать.
Он был самым интеллигентным человеком в институте, одевался строго, всегда был подтянут – в общем, служил примером для окружающих».
О временах, когда В.Д. Вернер был заведующим кафедрой ОФ, рассказывает Геннадий Николаевич Гайдуков, доктор физико-математических наук, профессор:
«Однажды мы вместе с Виталием Дмитриевичем отдыхали в яхт-клубе. Тогда он произвёл на меня сильное впечатление. В отличие от института, здесь была другая среда: неформальная обстановка в окружении спортсменов. Мы с ним были гостями и могли бы чувствовать себя неуютно, однако Виталий Дмитриевич уже к концу встречи стал «душой компании». Он будто осветил всех своим обаянием, и меня удивило, как быстро такие неординарные человеческие качества передаются окружающим.
Из жизни кафедры вспоминается то, как он вёл себя с коллегами по работе. В любом коллективе случаются личностные противоречия, столкновения характеров или профессиональных точек зрения. Так вот, одной из сильных черт В.Д. Вернера было умение вежливо и культурно обратиться к спорящим так, что конфликт сходил на нет. Спокойное обращение, весомость аргументов гасили этих полных страсти личностей, и разговор перетекал в привычную форму.
В то время в стране начинались обмены молодыми учёными и преподавателями. Благодаря его содействию я был командирован на стажировку в США на целый год. При расставании и по возвращении из штатов мы тепло и душевно поговорили, по-человечески. Это важная деталь руководителя и товарища: вот так просто общаться с коллегами и другими людьми.
Виталий Дмитриевич никогда не «играл на публику», говорил размеренно, взвешивая каждое слово».
Галина Николаевна Сафонова, кандидат технических наук, доцент, начальник отдела социально-профилактической работы, с теплотой говорит следующее:
«Я одна из его первых аспирантов, в течение семи лет бок о бок работала с ним над проблемами соединений АIIIBV. Это было трудное время. Тему переориентировали, закрывали, приходилось постоянно менять литературный обзор. В какой-то момент я сдалась и решила всё бросить. Виталий Дмитриевич не выразил недовольство, не повысил голос, он только спросил: «Ты что, сможешь просто вычеркнуть семь лет из своей жизни?» Через год я защитилась. Со временем я поняла, что его фраза не стала для меня проходной: что бы ни случилось, нельзя зачеркнуть ни одного дня из своей жизни. Спасибо ему за это».
Фото из архива
В 90-е годы с В.Д. Вернером плотно работал Николай Михайлович Ларионов, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой ПЭ:
«Как руководитель, он полностью доверял своим исполнителям при поручении дел и не ограничивал в инициативе. Это повышало чувство ответственности сотрудников за принимаемые решения. В общении он был доброжелательным, не создавал дистанцию с собеседниками, общался на равных».
В 60-е годы с Виталием Дмитриевичем ассистентом на кафедре ОФ работала Саида Гусейновна Зверева, ныне заведующая редакцией журнала «Известия высших учебных заведений. Электроника»:
«Последние 20 лет мне посчастливилось сотрудничать с ним в журнале «Известия высших учебных заведений. Электроника», который начали выпускать в 1996 году по его инициативе, и в котором он был главным редактором. Вернер уделял изданию большое внимание – формированию рубрик, рецензированию, работе с авторами, продвижению журнала на международный уровень. В своих аналитических статьях чётко прослеживал тенденции, определяющие вектор развития электронной промышленности в России и мире.
До работы в журнале я знала Виталия Дмитриевича как руководителя нашего вуза, крупного учёного, человека твёрдого, но не жёсткого, человека слова и дела. Совместная работа открыла для меня и другую, лирическую сторону его личности – чуткое отношение к литературе и поэзии. Так, в номере, посвящённом 40-летию МИЭТа, он пишет: «Я надеюсь, что выпуск даёт представление о МИЭТе как о школе (следуя словам из песни Высоцкого), «где учатся все, где учитель сам в чём-то ещё ученик!»
Удивительная мягкость в общении с коллегами, открытость всегда отличали его и привлекали к нему людей. Он был светлым, тёплым человеком, мог вникнуть в любую трудную ситуацию и деликатно разрешить её. С такими людьми уходит эпоха...».
Коллектив редакции выражает свои соболезнования родным и близким Виталия Дмитриевича.
Анастасия Мокшина